Как заправить холодильник фреоном


Диагностика неисправности

Как диагностировать неполадку

Чтобы представить важность правильного уровня фреона в холодильнике, нужно понимать принцип работы механизма. Хладагент циркулирует по герметичной системе трубок. В конденсаторе газ сжижается и отдаёт тепло в окружающую среду, а в испарителе закипает и забирает тепло из холодильной или морозильной камеры. Фреон в замкнутом контуре не портится, эффективно охлаждает холодильную/морозильную камеру в течение многих лет.

Утечку фреона можно заподозрить, если компрессор работает, но холодильная/морозильная камера не охлаждается.

Фреон испаряется из-за нарушения герметичности системы циркуляции.

Неисправность может возникнуть вследствие:

  • использования острых предметов при разморозке;
  • некачественных материалов, подвергшихся коррозии;
  • производственного брака;
  • механического повреждения конденсатора или компрессора.

Перезаправку фреоном выполняют, если газ совсем исчез из контура или постепенно сочится из микротрещин.

Значение фреона в работе холодильника

Фреоном является газообразное вещество, не имеющее запаха и цвета. Во время испарения компонент впитывает тепло, поэтому разработчики холодильных установок используют его в качестве хладагента. Вещество относится к безопасным компонентам для жизни и здоровья человека, а также долго служит, не теряя свойств.

Ситуации, когда в камерах произошло резкое снижение уровня охлаждения или прекратилось полностью, указывают на отсутствие охлаждающего вещества. Примечательно, что компрессор будет продолжать работать в штатном режиме.

Утечку хладагента можно выявить путем визуального осмотра или использовать «течеискатель». Места потери фреона зачастую располагаются на испарителе вследствие образования ржавчины или заводского брака во время пайки. Неисправность ряда деталей также выступает причиной утраты. Ввиду этого следует устранить дефектный участок и отремонтировать механизмы.

Инструкция о том, как заправить холодильник фреоном в домашних условиях позволяет провести ремонтные работы самостоятельно. Однако следует принять меры безопасности, изучить технологию во избежание усугубления ситуации.


принцип работы холодильника

При каких неисправностях необходима замена фреона

Во время проведения замены фреона в холодильнике следует соблюдать технологический процесс, т. к. утечка вещества всегда связана с нарушением герметичности. Распространенными ситуациями, с которыми сталкиваются мастера, являются следующими:

  1. Утечка хладагента. Как правило, просачиваться вещество начинает на участках, где проводилась пайка или в местах точечной коррозии. При наличии таких признаков, следует ликвидировать протечку, а затем заправлять систему.
  2. Засорение в капиллярном трубопроводе. Частой причиной является снижение уровня масла, постоянно циркулирующее в системе. Образующуюся грязь улавливают фильтры. При наличии засоров охлаждающая жидкость не может свободно двигаться, что приводит к сбою в работе компрессора.
  3. Замена двигателя компрессора, которая предполагает заправку холодильного оборудования охлаждающим веществом.

К сведению: утечка хладагента становится причиной поломки агрегата. Поэтому важно быстро выявить причину утечки, устранить её и заполнить систему фреоном в требуемом количестве.

Оборудование и материалы

Материал и оборудование для замены фреона

Замена фреона — серьёзное вмешательство в конструкцию прибора, поэтому потребуются специальные дорогостоящие приспособления:

  1. Вакуум-насосная станция. Необходима для создания вакуума в системе и последующей заправки её фреоном.
  2. Весы. Необходимо очень точно взвесить количество попадающего в систему фреона: меньшее или большее количество газа приведёт к очередной поломке.
  3. Хладагент. Марка и количество имеют принципиальное значение. Необходимую информацию легко найти на заводской табличке (шильдике). Менять рекомендованную производителем марку нельзя. Маленький баллон самого распространённого хладагента R600 стоит около 500 рублей.
  4. Сварки и припой. Тип припоя выбирается в зависимости от типа трубок.
  5. Фильтр-осушитель. Его необходимо заменять при каждой разгерметизации системы.
  6. Клапан Шредера. Предназначен для создания вакуума и повышенного давления.
  7. Течеискатель. Нужен, если место повреждения неизвестно. Также применяется после проведённых работ для проверки стыков на герметичность.
  8. Баллон с азотом. Нужен для продувания системы.

СПРАВКА! Оборудование можно взять напрокат, так как однократное применение не окупит его стоимости.

Выполняем закачку фреона

На данном этапе понадобится вакуумно-насосная станция. Она состоит из двух манометров красного и синего цвета, трех шлангов. Порядок подключения и закачки выглядит следующим образом.

  • До подключения вентили на манометрах плотно перекрываются.
  • Желтый шланг, находящийся по центру, подсоединяется к баллону с фреоном;
  • Синий присоединяется к патрубку, через который осуществляется подача в систему. Используется специальный штуцер.
  • Красный соединяется с другим концом системы при помощи клапана Шредера.
  • Открыть вентили на манометрах.
  • Открывается подача хладагента. Чтобы было проще отслеживать объем закаченного вещества, рекомендуется установить баллон на весы.
  • После достижения давления в 0.5 атмосфер, вентили перекрываются;
  • Включается компрессор на 30 секунд.
  • К желтому шлангу подключается вакуумный насос и включается на 10 минут;
  • Желтый шланг снова подключается к баллону с фреоном.
  • Открывается вентиль на синем манометре и продолжается заправка.
  • Включается компрессор, чтобы убедиться в нормальном функционировании системы и поддержании рекомендуемого давления.
  • Если ошибок не допущено, патрубки запаиваются после отсоединения шлангов.

Этапы выглядят достаточно просто, однако требуют специальных знаний и оборудования. Не стоит браться за дело, если не имеется хотя бы одного из двух перечисленных выше.

Обратите внимание! Перед проведением работ стоит проверить корректность работы манометров на вакуумно-насосной станции. Неправильные показания приборов приведут к избыточному или недостаточному давлению в системе, что, в свою очередь, приводит к серьезным поломкам.

Фреон для холодильника.

Фреон позволяет сохранить низкую температуру внутри холодильника.

Подготовка к ремонту

Подготовка холодильника к замене фреона

Перед починкой прибора необходимо выполнить несколько действий, которые обеспечат безопасность и помогут избежать проблем:

  1. Прочитать инструкцию к холодильнику. Каждая модель требует особого подхода. Это касается марки и количества фреона.
  2. Отключить электропитание холодильника.
  3. Отключить электронагревательные приборы в помещении. Фреон — взрывоопасный газ. По этой же причине во время работ нельзя курить и разжигать огонь (например, пользоваться газовой плитой).
  4. Обеспечить проветривание помещения во избежание взрывоопасных концентраций газа в воздухе.
  5. Обеспечить заземление всей используемой техники.

Когда нужна заправка холодильника фреоном

Утечку фреона невозможно отследить по каким-либо физическим признакам, так как у него нет цвета и запаха. Самым верным способом определить, нужна ли на данный момент заправка фреона, это проверить температуру холодильника. Чем большая разница между нормальной и действительной температурой наблюдается, тем большая утечка фреона произошла на данный момент.

Причиной утечек может быть механическое повреждение отдельных деталей, до их ремонта замена хладагента не будет иметь смысла, так вероятность повторной утечки будет высока. Основными причинами потерь фреона являются:

  • коррозия трубок и металлических элементов конденсатора;
  • поломка и механические повреждения трубок;
  • низкое качество трубок, содержащих трещины невидимых глазом размеров;
  • неправильное соединение трубок.

Лишь после исправления всех недостатков системы холодильника, можно приступать к выполнению заправки. Для большинства из деталей необходима замена, различные трубки чинить по отдельности не имеет смысла.

Смотрите также –

Почему в холодильнике скапливается вода под ящиками

Замена фреона в холодильнике

Процесс замены фреона

Ремонтные работы делятся на несколько этапов: полное удаление хладагента, продувка контура, заполнение системы новым фреоном. Для всех манипуляций используют клапан Шредера, подсоединённый к сервисному патрубку компрессора.

Удаление остатков фреона

Как удалить остатки фреона

Из контура стравливают остатки фреона (если они есть). Для безопасности шланг лучше вывести через окно на улицу.

Затем следует проверить систему на герметичность: с использованием компрессорного насоса заполнить её воздухом. Довести давление до 15 атм., если трубки змеевика изготовлены из алюминия, или до 25 атм., если из меди или стали.

Мыльным раствором смазать трубки там, где видны потёки машинного масла: это, возможно, повреждённые места. Воздух, выходя из микротрещин, образует мыльные пузыри.

Если герметичность нарушена, необходимо сначала запаять трещины. Если протечек нет, можно продолжать работы.

Продувка азотом

Продувка холодильника азотом

Азот нужен для удаления из системы влаги. Если азот в баллоне находится под давлением свыше 6 атм., то заправлять в систему его можно только через редуктор.

Вырезать старый фильтр-осушитель и впаять новый.

ВНИМАНИЕ! Нельзя держать охлаждающий контур вскрытым дольше 15 минут!

Откачать азот вакуум-насосной станцией. При этом левый патрубок (синий) присоединяется к компрессору через клапан Шредера, средний (жёлтый) — к баллончику с хладагентом, правый (красный) — к насосу, создающему вакуум.

Завершите процесс, когда стрелка левого манометра будет показывать минимум (-30). На это потребуется 20-30 минут.

ВАЖНО! На этом этапе нельзя спешить: оставшаяся влага может испортить холодильник.

Виды хладагентов

Хладагенты для холодильника

Хладагенты (англоязычное название), или хладоны (русское название) — это газообразные фторсодержащие углеводороды без цвета и запаха. Их общее название — фреоны. Обозначаются буквой R (от английского Refrigerant — охладитель). Каждый конкретный вид хладона обозначается своим цифровым кодом.

В современные модели холодильной техники заправляются хладагенты R134а и R600а. Эти марки фреона не повреждают озон.

R134а — распространённый хладагент, который используется в кондиционерах и холодильниках. Безопасен.

Хладагент R600а — изобутан — обеспечивает работу многих промышленных холодильных агрегатов, но при соединении с воздухом взрывоопасен.

ВНИМАНИЕ! Один и тот же производитель, например, Атлант, может использовать разные виды хладагента в разных моделях техники. Соответственно, марка хладагента, количество газа и давление в системе будут различными.

В старой технике использовался хладон R12, от него отказались из-за разрушительного воздействия на озоновый слой.

В каких случаях необходимо заправлять холодильник фреоном?

Заправка холодильника фреоном
Утечку нельзя увидеть по физическим признакам, потому что у него отсутствует цвет и запах. Важно знать самый главный метод для диагностирования утечки. Стоит замерить температуру внутри камеры. Если она отличается от стандартной, это говорит о наличии утечки. Дополнительные признаки, сигнализирующие о поломке в системе:

  • показатели температуры превышают норму;
  • компрессор стал функционировать без пауз;
  • с внутренней стороны устройства стал образовываться конденсат;
  • в камере появился дурной запах;
  • испаритель начал обрастать снегом или льдинками.

Когда необходима заправка кондиционера

На необходимость заправки/дозаправки кондиционера фреоном указывают некоторые признаки.

Что указывает на недостаток хладагента в системе:

  • образование инея и льда на штуцерах и на соединениях трубок;
  • появился иней на наружном блоке;
  • кондиционер стал плохо охлаждать воздух.

Дозаправка фреоном также необходима после демонтажа и переустановки оборудования, а также после ремонтных работ, вследствие которых могла произойти утечка хладагента.

Заправляют ли новый кондиционер при установке

Бытовые кондиционеры поступают в продажу уже заправленные хладагентом на заводе, поэтому после установки нового оборудования в этом нет никакой необходимости. Если монтаж выполняют мастера из сервисного центра, они могут провести проверку давления в системе, используя специальное оборудование, что также позволит определить, достаточно ли фреона в системе для нормальной работы климатического оборудования.

Кондиционер для частного дома, коттеджа: виды, выбор, установка

Технология заправки по весу хладагента

Суть способа заключается в полной замене фреона – старый газ нужно спустить в атмосферу, а вместо него залить свежий хладон. Для новичков это наиболее приемлемый вариант – только опытный мастер способен определить остаток хладагента в системе и точно дозаправить недостающее количество. Другие способы закачки мы опишем ниже.

Схема расположения сервисных портов
Присоединение коллектора к портам внешнего модуля

Совет. Перед заправкой устраните проблему, вызвавшую потерю старого газа. В идеале сплит-система должна пройти процедуру опрессовки азотом, закачанным под максимальным давлением, указанном в паспорте изделия (обычно 25—30 Бар).

Представляем инструкцию, как заправить кондиционер фреоном по весам:

  1. Слейте старый хладон в атмосферу любым удобным способом – через открученную трубку либо золотник сервисного порта. Выпускайте газ медленно, дабы не потерять масло. В процессе опорожнения шестигранником откройте оба крана, спрятанные под защитными гайками.
  2. Закройте краны и подсоедините к золотнику левый шланг манометрической станции (синего цвета). Убедитесь, что вентили коллектора тоже закрыты.

    Как подключить вакуумный насос к сплит-системе
    Схема подключения для вакуумирования

  3. Средний шланг желтого цвета подключите к штуцеру вакуумного насоса, запустите агрегат. Откройте левую задвижку низкого давления (слева на схеме) и следите за вакууметром – стрелка должна упасть ниже нуля и показать значение минус 1 Бар. Также откройте вентили сервисных портов.
  4. Вакуумируйте фреоновый контур в течение 20 минут. После остановки насоса выждите полчаса, наблюдая за манометром. Если стрелка двинется обратно к нулю, ищите протечку.
  5. Переключите шланг с насоса на баллон, закройте левый кран коллектора. Вентиль резервуара откройте на несколько оборотов и выполните продувку шланга фреоном. Операция проста: на 1 секунду приоткройте правую задвижку станции (высокого давления).

    Подключение баллона с хладагентом
    Заправочный сосуд подключается тем же шлангом, что и вакуумный насос

  6. Установите баллон на весы должным образом и обнулите показания дисплея. Снова откройте левый вентиль коллектора и отслеживайте уменьшение массы газа. Когда дисплей покажет требуемое количество хладона, кран закрывайте.
  7. Перекройте оба вентиля на сервисных портах, отсоедините от золотника патрубок и проверяйте сплит-систему на работоспособность.

Установка перевернутого баллона на весы
Стандартный сосуд с хладагентом R410 необходимо переворачивать

Важный момент. Фреон R410а заливается только в жидком состоянии, поэтому баллон ставится на весы кверху дном. Во время заправки перетекание вещества легко увидеть в смотровом окошке коллектора. Если резервуар оборудован сифоном либо закачивается хладагент R22, переворачивать баллон не нужно.

В процессе работы важно не перепутать последовательность операций и случайно не открыть заправленного контура. Минимальное время вакуумирования – 20 мин, в течение указанного периода насос вытянет из системы не только воздух, но и влагу, способную нанести вред компрессору. Как нужно заправлять кондиционер фреоном R410а, смотрим на видео:

Watch this video on YouTube

Подготовка к заправке системы

Вначале необходимо решить, нужна ли заправка вашему устройству. Есть несколько признаков, по которым вы можете это выяснить.

Заправка точно необходима, в случае, если:

  1. В процессе установки оборудования были допущены дефекты, из-за которых происходит утечка фреона, например нарушение герметичности.
  2. Недавно был проведен ремонт кондиционера.
  3. При нормативной утечке требуется восполнить количество хладагента.

Очень важно определить тип фреона, которым следует заправлять именно ваше устройство. Это важно, так как, заправив кондиционер фреоном другой марки, вы рискуете испортить всю систему.

Перед тем, как начать заправку, при помощи пульта установите на кондиционере температуру 18оС и выберите режим охлаждения. Чтобы понять, когда следует остановить заправку, нужно смотреть на показания термометра, который подносят к месту, где из внутреннего блока выходит воздух. Следите за показаниями термометра. Рост температуры будет означать окончание заправки.

Один из важнейших этапов процесса заправки – это точный расчет количества необходимого хладагента. Рассчитывать нужно исходя из мощности сплит-системы, длины трубопровода, по которому курсирует вещество, и вида режима, в котором работает кондиционер.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: