Съемки при недостаточной освещенности в помещении

Покупая свою первую зеркальную камеру, у вас появляется отличная возможность, прежде всего, делать качественные фото в слабом освещении. Это может быть съемка у себя дома, в кафе на празднике, на выпускном вечере ваших детей, либо на мероприятии в большом зале.

Но в большинстве случаев, даже купив дорогую камеру, всё равно фотографии в помещении получаются тусклыми, смазанными и не чёткими. Как этого избежать? Как настроить свою камеру на получение отличных снимков? Об этом мы как раз и поговорим в этой статье.

Съемку в помещении можно разделить на две категории: со вспышкой (внешней) и без вспышки. У каждой категории есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим подробнее:

Фото в помещении без вспышки

Это первое с чем сталкивается фотограф-любитель при покупке зеркальной камеры. Ведь внешней вспышки ещё нет, а встроенная только портит кадр, придает ему вид «как буд-то с мыльницы».

Поэтому, для получения отличных снимков вам понадобиться сделать следующее:

— Выставить режим съемки Manual (Ручной). В этом режиме Вы сами сможете регулировать выдержку и диафрагму.

— Максимально открыть диафрагму. Т.е. если у вас объектив Nikon AF-S DX Nikkor 18-105 mm F 3.5-5.6 G ED VR, старайтесь, чтобы значение f/ было всегда минимальным (f/3.5).

— Заходим в настройки ISO и ставим AUTO-ISO: 1600. Это значит, что камера будет сама выставлять значение ISO (светочувствительность) в пределах от 100 до 1600.

— Осталось правильно настроить выдержку. Если вы фотографируете малоподвижных людей (которые сидят, стоят, позируют и т.п.), смело ставьте выдержку 1/40s1/60s. Но если ваша задача, например, заснять детей в движении, то выдержка должна быть уже как минимум 1/125 и короче.

Вот принципе и всё. Это основные настройки, которые Вам нужны для съемки в слабом освещении. Помните, если у вас снимки получаются тёмными, то можно поднять значения AUTO-ISO до 2000 или выше, а так же поставить длиннее выдержку, допустим 1/20s1/10s. (но в этом случае, Вам нужно держать камеру неподвижно, чтобы не получить смазанных кадров из-за дрожания рук).

Главное — это практика! Помните, если Вы снимаете в дневное время суток, постарайтесь ставить объект своей съёмки рядом с открытыми большими окнами, источниками естественного света. В таком случае, результаты будут куда лучше, если окна будут завешены шторами. В тёмное время суток старайтесь включать всевозможные лампы/люстры/светильники и т.п. чтобы обеспечить большое количество света, попадаемое на матрицу фотоаппарата.

Как ещё можно улучшить качество снимков?

Вы должны понимать, что даже купив фотоаппарат за 1000$, в котором идёт стандартный (китовый) объектив, у вас не всегда будут получатся идеальные снимки. Виной тому — сам объектив, т.к. это самая важная часть в камере. В основном, только от объектива и зависит качество Ваших фотографий. Поэтому, обратите внимание на светосильную оптику. Для новичков, я настоятельно рекомендую приобрести светосительные фиксы на 35mm f/1.8, либо 50mm f/1.8, т.к. они обладают огромной светосилой, что поможет Вам при съёмке в слабоосвещённых помещениях, а их цена в 200-300$ окажется каждому по карману, а так же имеют приемлемые для съемки фокусные расстояния.

Но учтите, что используя фикс объектив у вас не будет возможности «зумить», т.е. приближать/отдалять. Если вас по каким-то причинам не устраивают такие объективы, обратите внимание на светосильные зумы. Они гораздо удобнее фиксов, т.к. избавляют вас от необходимости ходить вперёд-назад, чтобы приблизить/отдалить объект съёмки, но обладают двумя недостатками:

1. Это цена. Такие объективы гораздо дороже (раз в 5, как минимум), чем обычные фиксы на 35/55mm.

2. Светосила. У всех существующих зум-объективов на данный момент, светосила составляет f/2.8.

Урок 6. Фотографируем в помещении

В сегодняшнем современном мире, человек давно стал частью социума. Мы живем в больших густонаселенных городах, значительную часть времени проводим в помещениях. Из своей квартиры или дома мы направляемся прямиком в офисы, от туда на обед в кафе или столовую, ну а вечером снова домой. На выходных мы гуляем в торговых центрах, ресторанах, ночных клубах. На улице мы появляемся крайне редко. Таким образам получается, что львиную долю нашей жизни мы проводим в помещении.

И что же мы фотографируем в помещениях?

Мы очень часто фотографируем в помещениях. Это могут быть портреты наших близких, или групповые снимки друзей, это и съемки спортивных состязаний в спортзалах или утренников в детских садах и школах. Все эти фотографии можно объединить в одну категорию — съемки в помещении.

По сравнению с открытым пространством, помещение это место в которое свет проникает в ограниченном количестве. Следовательно при фотографировании может возникнуть дефицит света. Возможно для кого-то это будет открытием, что слово — “фотография” переводится с греческого, как — «рисование светом». Фотограф в буквальном смысле использует свет, как сырье для создания хорошего снимка. Свет для фотографа необходим, как краски для художника, как глина и гранит для скульптора. Именно поэтому, свет для фотографа необходим как никому другому.

Давайте рассмотрим конкретные ситуации встречающиеся чаще всего:

При использовании вспышки в съемке портрета может возникнуть эффект красных глаз, тогда переключите вспышку в режим подавления эффекта красных глаз, который обычно обозначается символом глаза.

Но помните если фотографируемый человек не смотрит в камеру, то эта функция не сработает. Красные глаза исчезают только если снимаемый человек смотрит прямо в объектив фотоаппарата.

Допустим у вас в арсенале имеется всего лишь встроенная вспышка, а вы хотите добиться хороших фотографий. Даже в такой ситуации вы можете получить достаточно прикольные эффекты, использовав смекалку и обычное косметическое зеркальце.

При фотографировании человека, подставьте зеркальце перед вспышкой, наклонив его немного вперед или вбок. Нужно стараться быть ближе к той поверхности, в которую зеркальце отражает свет вашей вспышки. Если вы направите зеркальце под углом влево, то свет отразится от зеркальца влево к стене и отразится обратно от стены. С точностью до наоборот, это получиться если направить зеркальце вправо. Если вы направите зеркальце вверх, то свет отразиться вниз от потолка. Вниз так сделать нельзя!

Если у вас нет встроенной вспышки тогда желательно включить весь свет в помещении, либо пододвинуть осветительные приборы поближе к портретируемому. Или можно попросить переместится человека ближе к осветительным приборам, чтобы лицо его освещалось ярче.

Обратите внимание на то, как падают тени — красивые ли они, видно ли его лицо, не искажается ли внешность человека (не похож ли он на монстра).

Еще Леонардо Да Винчи рекомендовал при портретировании направлять свет немного сверху.

В светлое время суток так же можно использовать свет проникающий из окна. Он достаточно яркий и поэтому мы можем спокойно им пользоваться. Старайтесь в таком случае подвести человека поближе к окну но не спиной, а лицом. Это обеспечит доступ света к его внешности. Тут вы имеете возможность повернуть человека не только прямо к окну, а еще и боком что позволяет разнообразить эффекты освещения.

Иногда нам важно показать не просто человека на фотографии, а еще и то место где он находится, например свадебный зал или комнату оформленную по случаю праздника. Здесь возникает проблема как сделать так, чтобы получился хорошо и человек и помещение.

Если вы намерены использовать вспышку в такой ситуации, то вам придется туго! Выберете самый темный угол данного помещения, где вообще нет никаких источников света. Попросите свою модель переместится в это самое место. А сами примите такое положение чтобы можно было видеть в кадре, и модель, и необходимое помещение позади нее. В этом случае, на дисплее вы увидите такую картину: На фоне достаточно хорошо освещенного зала виднеется темная фигура человека, но не беспокойтесь вспышка сделает свое дело и осветит вашу модель как положено. Вы получите отличный снимок хорошо освещенной модели на хорошо освещенном фоне.

В этом случае используйте контровой свет, если режим “Портрет” не будет активировать вспышку.

В случае если вы не хотите использовать вспышку, необходимо поступить по другому. Выберете такое место для модели, которое будет обеспечивать равномерное освещение лица модели и окружающей обстановки.

Можно применить для этой ситуации режимы “Портрет”, “Прекрасное фото”, “Ретушь лица”.

Если же вы хотите сделать фотографию посветлее используйте режим “Текст”, а если вас смущают желтые оттенки, то режим “Рассвет”. Он автоматически нейтрализует желтые оттенки.

При фотографировании группы людей нужно придерживаться некоторых рекомендаций:

Сделайте несколько кадров, так как в группе людей кто-то может моргнуть и выйдет на фотографии с закрытыми глазами. Во избежании этого обезопасьте себя дополнительными кадрами.

Если вы снимаете без вспышки, расположите людей чтобы все были хорошо освещены. Постарайтесь избежать разницы освещения, не допускайте чтобы на кого-то светило больше света чем на других.

При фотографировании группы людей не используйте значение зума “18” и меньше. Постарайтесь приблизить это значение к “35” если это позволяет помещение. Обычно необходимо отойти несколько дальше чтобы захватить всю группу целиком. Но вы всегда можете попросить людей сесть покомпактнее. Если отойти дальше нет возможности и компактнее посадить людей уже некуда, попросите людей немного склониться в середину чтобы головы не оказывались в углах вашей фотографии. Помните о том, что значение около “18” и меньше заметно искажает форму головы человека если она оказывается в углу кадра.

Рис 6. Портрет снятый на значение объектива «18».

Рис 7. Портрет снятый на значение объектива «35».

Кроме того люди стоящие по краю кадра будут казаться полнее чем на самом деле. В этой ситуации вас снова может спасти смекалка. Поставьте по краям вашей группы самых стройных людей.

Если мы используем вспышку, то надо включить режим вспышки обеспечивающий удаление эффекта красных глаз. Обязательно нужно привлечь внимание всех участников к объективу фотоаппарата.

По возможности расставьте людей в групповом снимке по цвету одежды так, чтобы одетые в черное не стояли рядом друг с другом, иначе они будут сливаться на фотографии в одно темное пятно. Если среди них есть люди в светлой одежде поставьте их между людьми в черном. Старайтесь сгруппировать людей по росту более высоких в середину, более низких по краям и наоборот.

Если мы снимаем движение в помещении возможно нам понадобится вспышка. Особенно если в помещении нет ярких осветительных приборов и не проникает прямой солнечный свет, то вспышка понадобится обязательно. С фотоаппаратами где нет встроенной вспышки снимать движение в помещении можно только если в туда проникает прямой солнечный свет, либо в этих помещениях установлены очень яркие приборы, такие как сценическое освещение.

Для полноценной съемки движения можете установить для медленных объектов режим “ДЕТИ” с включенной вспышкой, для более быстрых объектов режим “Спорт” с включенной вспышкой, ну либо “Стоп кадр” в обоих случаях.

Поздравляем, вы ознакомились с уроком «Фотографируем в помещении». Теперь вы можете просмотреть раздел «Примеры», где наши преподаватели делятся своими советами и приступить к выполнению заданий, после чего ваши работы будут изучены персональным инструктором. Лучшие работы студентов попадут в Фотогалерею и буду доступны для всех пользователей. Мы рекомендуем обратить внимание на исполнение этих снимков для лучшего понимания задания.

Самый простой вариант хорошей фотографии, когда человек стоит возле окна, при этом он повернут относительно камеры в сторону окна. Тени ложатся на его лицо, и получается хороший снимок. Этим приемом пользуются довольно часто, свет из окна любимый свет фотографов!

Лампа — универсальный свет! Фотографы очень любят работать с искусственным светом (лампами, светильниками, студийным профессиональным освещением), так как они позволяют проконтролировать ситуацию. Поэтому не бойтесь двигать человека относительно лампы и наоборот, двигайте лампу относительно человека. Обратите внимание на тени, иногда они бывают красивыми, иногда не очень, остальное дело вкуса.

Эти простейшие рекомендации помогут сделать хорошие снимки и облегчат выполнение заданий урока.

Фото в помещении со вспышкой

Как бы вы не любили съемку без вспышки, даже имея профессиональную светосильную оптику, не всегда хватает освещения чтобы сделать хороший кадр. Вот например на этом фото, сделанное в закрытом помещении, без вспышки не обойтись, хотя оно снято на профессиональный светосильный зум-объектив Nikkor 24-70 f/2.8, стоимостью более 1800$:

Хочется сразу заметить, что под вспышкой понимается не встроенная, а покупаемая отдельно — внешняя вспышка. Только с ней Вы сможете достигнуть отличного результата равномерно освещая объект съёмки. При съёмке с внешней вспышкой следует выставлять такие настройки:

— Режим съёмки: Приоритет диафрагмы (A — в моделях Nikon, Av — в моделях Canon на колесе выбора режимов). Этот режим позволяет нам регулировать только диафрагму, а выдержку камера выставляет сама.

— Если Вы ещё не достаточно хорошо разбираетесь в настройках светочувствительности (ISO), Вам следует выставить AUTO-ISO: 800, или даже меньше, т.к. при съёмке со вспышкой не нужны большие значения ISO.

— Выставить мощность импульса вспышки. Это делается на самой вспышке кнопками больше/меньше, т.е. если у вас получаются тёмные снимки, ставьте мощностью импульса в плюс (+), если сильно пересвеченные — в минус (-).

С настройками разобрались, теперь нужно разобраться в самой технике съемки с внешней вспышкой. Главное её преимущество — это поворотная головка, которая позволяет направлять световой импульс в разные стороны.

Всегда старайтесь направить головку вспышки не прямо на объект съемки, а в сторону, чтобы свет отразился от ближайшей стены и лёг равномерно на объект. Наверняка Вы замечали, что у профессиональных фотографов, головка вспышки всегда повернута вверх/в строну? Это делается для того, чтобы отразить свет от потолка/стен и равномерно осветить человека, которого снимают.

Когда Вам просто неоткуда отразить свет, т.е. рядом с объектом съемки нет стен, а потолки слишком высокие, вытащите отражатель (белая бумажка, есть практически во всех современных вспышках). Свет будет отражается от неё и так же равномерно ложиться на человека.

Направлять головку вспышки прямо «в лоб» стоит лишь в тех случах, когда Вы находитесь далеко от снимаемого объекта (более 3х-4х метров).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя данную статью можно прийти к выводу, что идеальным вариантом для фотосъемки в помещении будет наличие как светосильной оптики, так и хорошей внешней вспышки. Ведь светосильная оптика позволяет делать отличные кадры с полным погружением в атмосферу снимка, т.е. «как есть», фотографии получаются живыми и настоящими. А использование внешней вспышки всегда Вам пригодится в тех моментах, когда освещённость помещения крайне мала и никакая оптика не в состоянии справиться со своей задачей.

А если комбинировать эти два способа (съемка светосильной оптикой + внешней вспышкой), то можно получить вот такие замечательные кадры:

Есть вопросы по фото в помещении или съемки интерьера? Можете задавать их в комментариях к данной статье, консультации всем бесплатны и безвозмездны! :) © Phototricks.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: