Пленочные фотоаппараты в эпоху цифры – анахронизм или инструмент профессионала?


Разнообразие компактных пленочных фотокамер поражает, с 1960 и по конец 2000-х было выпущено несколько сотен моделей от разных известных и не очень производителей. Какие-то из них совсем простенькие мыльницы с одной выдержкой и пластиковой линзой, но есть и весьма продвинутые камеры, вобравшие в себя всё лучшее из шкальных (дальномерных) фотоаппаратов. Как не потеряться в этом многообразии и выбрать для себя ту самую?

Об этом и будет наша статья.

Зум или фикс

В первую очередь нам важен объектив камеры. В нашу подборку попадут только пленочные камеры с фикс

объективом. Камеры с зумами на порядок хуже в связи с конструктивными особенностями зума, поэтому их в этой подборке не будет. О том, почему не стоить выбирать камеру с зум объективом вы можете почитать в статье «Зум или фикс? Что выбрать?»

Пленочный фотоаппарат Olympus Mju II

Относительно фиксов стоит обращать внимание на количество элементов линз объектива, чем больше элементов и групп тем лучше постарались японские инженеры в конце прошлого века, работая над оптической схемой объектива. Например, 4 элемента в 4 группах будет лучше чем 3 элемента в 3 группах и тд. Если отдельно указано про наличие многослойного просветления это также хороший знак. Помимо прочего есть зарекомендовавшие себя оптические системы Zuiko, Carl Zeiss Tessar и тд, наличие которых служит своебразным знаком качества приобретаемой вами техники.

Шкальные пленочные фотоаппараты


Шкальный пленочный фотоаппарат “Смена-8М”
Еще один довольно распространенный вид пленочных камер – шкальные. Они довольно схожи с дальномерными камерами, но их отличительной чертой является то, что наводить на резкость нужно при помощи шкалы расстояний. Если проще – то наводить на резкость нужно без помощи зеркала/дальномера, а визуально оценить расстояние до фотографируемого объекта, выставить значение на фокусировочном кольце, выставить диафрагму/выдержку и нажать спуск. Данный вид фотоаппаратов очень прост в использовании и имеет максимально простую конструкцию, что значительно увеличивает его надежность по сравнению с другими видами камер. При этом, несмотря на более простую конструкцию, данные фотоаппараты не уступают по качеству снимков зеркальным или дальномерным фотоаппаратам, а небольшие сложности вызванные необходимостью приноровиться к необычному способу наведения на резкость нивелируется крутым скиллом в будущем – после освоения шкального фотоаппарата можно не волноваться о том, что вам не удасться освоить другие виды фототехники.

Плюсы шкальных фотоаппаратов:

  • Компактность
  • Простота конструкции
  • Качественная оптика за малые деньги
  • Большой выбор за разумные деньги

Минусы шкальных фотоаппаратов во многом совпадают с минусами дальномерных камер, но также можно добавить:

  • К системе наведения на резкость нужно приноровиться (иногда можно вообще забыть это сделать перед спуском затвора)
  • Короткий диапазон выдержек

Из моделей шкальных фотоаппаратов на которые стоит обратить внимание можно выделить “Смена” (8М, Символ, СЛ).

Фокусное расстояние

Параметры объектива у пленочной камеры как правило указываются на самом объективе и представляют собой две цифры: фокусное расстояние в милиметрах и максимальную диафрагму (светосилу «f/..») или диапазон данных величин (для зумов). Фокусное расстояние объектива это расстояние от его оптического центра до точки фокусировки и чем эта величина меньше, тем шире угол обзора. Широкий угол обзора позволяет вместить большее количество пространства в кадр, к широкоугольным относятся объективы с фокусным расстоянием 24 мм — 35 мм, к стандартным: 35 мм — 65 мм и к теле (макро): 65 мм — 300 мм. Как правило фокусное расстояние у пленочных компактов лежит в пределах от 28 мм до 40 мм.

Какой пленочный фотоаппарат лучше выбрать?

Есть еще много классических б / у пленочных камер в продаже сегодня часто с полным обслуживанием и в полном рабочем состоянии. Вы можете рискнуть и сэкономить много денег, покупая у частных продавцов по объявлениям.

Но вы также можете купить совершенно новые пленочные камеры. Они могут быть очень дорогими и специализированными, но современная даст вам аналоговый опыт, который вы не получите от цифровой камеры, в то время как камеры большого формата «view» предлагают размеры пленки, уровень качества и сложные движения камеры, которые мы привыкли считать само собой разумеющимися. Многие также принимают цифровые камеры, чтобы предложить переход между классическими методами и современными процессами визуализации.

Какой пленочный фотоаппарат лучше выбрать

Для других фотографов это грубое очарование и непредсказуемость старых камер, которые сегодня отсутствуют,и здесь одна компания изменила все. Лучшие Ломографические камеры реанимировали десятки старых конструкций камер, особенно дешевые пластиковые камеры моментального снимка, обычно российские. Не ожидайте технического совершенства (или даже технической компетентности). Ожидайте вневременного и пробуждающего воспоминания проблеска другой жизни.

Светосила

Диафрагма (или светосила, обозначается буквой «f/..») это второй важный параметр объектива отвечает за количество света, которое пропускает объектив. Обычно на объективе указывается максимальное значение этого параметра, чем меньше это значение, тем дороже объектив (то есть светосила f/2.8 лучше чем f/3.5). И тем более лучшие снимки можно на него получить при плохих условиях освещения. В нашем обзоре будут компакты со светосилой не менее f/3.5. Эти два значения максимальной диафрагмы f/2.8 и f/3.5 являются золотым стандартом в компактных пленочных фотокамерах. Камеры с такими светлыми резкими объективами стоят несомненно дороже, чем те, у которых светосила f/4 и f/5.6, поэтому если вы на данный момент не готовы потратиться на топовый компакт или впервые решили прикоснуться к пленочной фотографии можно вполне довольствоваться бюджетным вариантом с f/5.6 (но ниже этой цифры уходить определенно не стоит).

Olympus Mju II со светосильным объективом Zuiko f/2.8

Olympus Mju II со светосильным объективом Zuiko f/2.8

Рейтинг ТОП 7 лучших пленочных фотоаппаратов

В рейтинг лучших вошли следующие модели:

  • Fujifilm Instax Wide 300.
  • Ilford HP5.
  • Samsung PLEOMAX 15 DLX.
  • Зоркий-4.
  • Lomo Instant Wide.
  • Leica M Edition 60 Kit.
  • Lomo Instant Automat South Beach.

Приступим к более подробному знакомству с указанными позициями.

Fujifilm Instax Wide 300

Представленное устройство использует в своей работе пленку большого формата, поэтому пользователь может создавать групповые фотографии с четкой детализацией лиц. Функция вспышки работает автоматически, благодаря чему фотографии получается качественными независимо от освещенности и времени суток.

Размер снимка62х99 мм
Габариты167.8х94.7х120.0 мм
Вес612 г
  • большая пленка (86х108 мм);
  • в групповом фото получаются четкие лица;
  • автоматическая работа вспышки гарантирует качественное изображение;
  • для коррекции экспозиции используются два режима: Lighter и Darker;
  • двухэлементный объектив выдвижного типа обладает фокусным расстоянием в 95 мм;
  • переключение между диапазонами через электропривод.
  • не выявлено.

Цена: от 5 000 до 8 500 рублей.

В последнее время фотографии делаю только на телефон и совсем забыла про существование фотоаппарата. Недавно пришлось столкнуться с поломкой гаджета и тогда на помощь пришла данная модель. С ее помощью легко делать снимки даже в темное время суток. На фото все детали получаются качественными и четко прорисованными. Отдельного внимания заслуживает вспышка, помогающая сделать фото более светлым и четким. Благодаря своим компактным габаритам не занимает много места в сумке и является отличным помощником в путешествии.

Fujifilm Instax Wide 300

Ilford HP5

Пленочная камера черно-белого типа является одноразовой. Внутри уже есть пленка, поэтому сразу после покупки можно начинать съемку. Высокое качество достигается за счет мелкозернистой и высокочувствительной пленки. Отлично справляется с динамичными объектами при хорошем освещении. Помогает создать полноценную фотосессию.

Количество кадров24
Батарейкавстроенная
Функцииавтоперемотка
  • мелкозернистая пленка создает качественные снимки;
  • в работе доступно 24 кадра;
  • вспышка включается вручную.
  • не найдено.

Цена: от 300 до 500 рублей.

В этой камере мне нравится качество создаваемого изображения. Лица получаются четкими даже при большом скоплении людей. Можно рассмотреть все мелкие детали. В обслуживании не требует больших затрат средств и времени. Одноразовая камера стала отличным спутником при путешествии в горы. Там я боялась повредить дорогостоящую технику, поэтому прибегнула к покупке бюджетного аналога. Его качества работы не отличается от полноценных моделей. В случае поломки такого устройства будет не так уж обидно, как при повреждении профессиональной дорогостоящей камеры.

Ilford HP5

Samsung PLEOMAX 15 DLX

Миниатюрный, компактный и простой в использовании фотоаппарат пленочного типа имеет дистанцию фокусировки в 1.5 мм и автоматический затвор. Фокусированное расстояние объектива составляет 28 мм. Сам объектив включает в свою конструкцию стеклянные линзы высокого качества, благодаря чему получаются четкие фотографии. Работать при плохом освещении помогает автоматическая вспышка.

ФокусировкаFF
Выдержки1/125
Питание2хАА
  • автоматический затвор;
  • фиксированный фокус (28 мм);
  • высококачественные линзы создают четкое изображение;
  • встроенная вспышка позволяет снимать в темное время суток;
  • карты маркируются датой съемки;
  • штока обеспечивает защиту линз от попадания пыли и различных повреждений.
  • не выявлено.

Цена: от 800 до 1 200 рублей.

Купила данный фотоаппарат месяц назад и уже успела попробовать во всех направлениях. В дневное время славится качественной цветопередачей и детализацией, а в темное качественным снимком и отображением всех объектов. Отличным дополнением тут является функция, которая ставит на каждый снимок маркировку, когда он был создан. Это помогает не забыть важные даты и потом не путаться. Полностью довольна использованием вместе с друзьями. Теперь подруга тоже хочет себе такую многофункциональную модель.

Samsung PLEOMAX 15 DLX

Зоркий-4

Малоформатная камера создана для съемки на больших расстояниях, поэтому оборудована синхронизатором и автоматическим спуском. Возможность корректировки видоискателя позволяет людям с плохим зрением работать в комфорте. Видоискатель и дальномер сопряжены друг с другом механическим способом, благодаря чему происходит точная фокусировка на любом расстоянии.

Рейтинги по теме: ТОП-7 проводных телефонов: преимущества и недостатки самых хороших моделей

Формат кадра24х36 мм
Относительное отверстие1:2, 1:3,5
Резьба штативного гнезда1/4″
  • оборудована автоспуском и синхронизатором;
  • видоискатель корректируется на +/- 2.5 диоптрии;
  • точная фокусировка во время съемки благодаря сопряжению дальномера и видоискателя;
  • автоматическая работа не зависит от фокусного расстояния;
  • плотная посадка объектива обусловлена соединению М39.
  • не найдено.

Цена: от 3 000 до 4 500 рублей.

Отличный вариант качественной и универсальной камеры за такую низкую стоимость. Во время работы происходит высокоточная фокусировка благодаря расположению двух рабочих элементов рядом друг с другом. Фотографии всегда получается четкими независимо от времени суток и освещенности. Конструкция отличается качественной сборкой. Все элементы надежно закреплены между собой и не шатаются во время перевозки. Довольна работой и буду с удовольствием использовать дальше.

фотоаппарат Зоркий-4

Lomo Instant Wide

Следующее место рейтинга занимает камера, обладающая полезной функцией моментальной печати. В работе используется широкий диапазон настроек. Снимки получаются в большом размере и высоком качестве. Универсальная крышка от объектива обладает функцией ДУ затвора камеры, благодаря чему пользователь имеет больше возможностей в комфортной работе.

Вспышкаесть, отключаемая
Выдержки1/125 сек/ручная
Диафрагмыf/8, f/22
  • есть функция моментальной печати;
  • большой размер снимка обусловлен кассетой Fujifilm Instax Wide;
  • крышка объектива имеет функцию затвора камеры;
  • устойчивая пленка позволяет снимать при температурах от- 5 до + 40 градусов;
  • вспышка встроенного типа гарантирует качественные снимки при плохом освещении;
  • в комплектации предусмотрены гелевые светофильтры и 3 батарейки.
  • не выявлено.

Цена: от 2 000 до 3 000 рублей.

Узнала о существовании данного аппарата от своей знакомой. Она заверила меня о качестве его работы и подробно рассказала про все сильные стороны. После такого рассказа я сама захотела купить его и уже через несколько дней делала фото с его помощью. Мне понравилось простое управление и качественная сборка корпуса. Здесь есть вспышка, работающая в автоматическом режиме, поэтому можно не переживать по поводу качества снимков в ночное время или при плохом освещении.

Lomo Instant Wide

Leica M Edition 60 Kit

Завершает рейтинг лучших эксклюзивная камера из нержавеющей стали и кожи, выпущенная в 600 экземплярах. Разрешение – 24 мегапикселя, а максимальная выдержка составляет 60 секунд. Производитель добавил к этому КМОП-матрицу, формат изображения DNG, возможность записи видео и звука.

Габариты139х80х42 мм
Материал корпусамагниевый сплав
Вес720 г
  • корпус сделан из надежной нержавеющей стали;
  • качественная печать снимков;
  • умеет записывать звук и видео.
  • не выявлено.

Цена: от 90 000 до 100 000 рублей.

Недавно купил профессиональную пленочную камеру для работы. Цифровые аппараты не подходили под конкретные условия, поэтому я решил взять для разнообразия еще и пленочный вариант. Первым делом обратил внимание и провели качество съемки. Результат удовлетворил меня, поэтому с уверенностью купил. В использовании не требует особых заморочек. Все четко, понятно и качественно.

Leica M Edition 60 Kit

Lomo Instant Automat South Beach

Представляет собой миниатюрный и удобный фотоаппарат быстрой печати. Он позволяет быстро создать снимки с качественной освещенностью. В работе часто используется режим мультиэкспозиции, в котором можно окрашивать снимки с помощью специальных цифровых фильтров.

Рейтинги по теме: ТОП-7 популярных сэндвичниц этого года: стоимость и отзывы о самых хороших моделях

Дальность вспышки9 м
Диафрагмаf/8, f/11, f/16, f/22, f/32
Выдержка1/125s; ручная
  • автоматический подбор выдержки, диафрагмы и мощности;
  • дистанционное нажатие на кнопку;
  • есть функция объединения нескольких снимков в один;
  • ручная выдержка помогает работать с плохим освещением;
  • допускается установка дополнительного объектива.
  • батареек нет в комплекте.

Цена: от 5 000 до 8 000 рублей.

Использую в работе камеру уже на протяжении долгого времени и за этот период не выявил никаких серьезных недостатков. Устройство качественно выполняет свою работу и не доставляет дискомфорта во время использования. Понравилась функция объединения нескольких снимков в один.

фотоаппарат

Светочувствительность

Большинство пленочных компактных фотоаппаратов автоматически распознает ISO светочувствительность пленки по DX-коду и подстаривает настройки съемки под этот параметр. Как правило поддерживается диапазон от 100 до 1000 единиц. В продвинутых камерах этот диапазон может быть гораздо шире, например от 50 до 3200. Также в некоторых моделях реализована ручная установка этого параметра, что может быть очень полезно если мы снимаем на просроченную пленку, а как известно просрочку лучше всего снимать вполовину от номинала, то есть если на пленке указано ISO 200, устанавливаем переключатель чувствительности на 100. Ручная установка ISO помимо прочего позволяет делать экспокоррекцию на 1-2 стопа. То есть мы можем сделать кадр чуть светлее или чуть контрастнее если при съемке на пленку с ISO 200 выставим на камере значение 150 или 250 единиц.

Шкала ручной установки ISO (под объективом) от 25 до 800 единиц у Olympus XA2

Шкала ручной установки ISO (под объективом) от 25 до 800 единиц у Olympus XA2

Виды фотоаппаратов

По способу формирования изображения фотоаппараты делятся на два типа: пленочные и цифровые. Все то множество устройств, что можно найти в магазинах техники, или снимают на пленку, или «пишут» цифровые изображения в память, другого не дано.

Пленочные фотоаппараты

Пленочный фотоаппарат формирует изображение на светочувствительной пленке. Она покрыта химикатом, который фиксирует на себе «оттиск» картинки в зависимости от ее освещенности, расстояния до нее. После пленку обрабатывают и переносят изображение на бумагу. Кадр получается аналоговый. Качество высокое даже при максимальном увеличении.

Важно! На данный момент хороший цифровой фотоаппарат тоже умеет делать снимки с достойным качеством. Поэтому пленочные устройства с их недостатками уходят в историю. Это техника для тонких ценителей, «гурманов» фотографии.

Достоинства:

  • возможность вручную выставлять фокус, выдержку, то есть, управлять эффектами, качеством фотографии;
  • аналоговое качество снимков;
  • возможен расширенный функционал в виде автоспуска, фотоэкспонометра.

Недостатки:

  • найти пленочный фотоаппарат в продаже сложно;
  • расходные материалы (например, пленки) найти еще сложнее;
  • небольшое количество кадров на пленке, для масштабных съемок необходимо иметь запасные катушки;
  • пленки надо проявлять, а найти ателье, где это делают, или реагенты для самостоятельной работы тоже непросто.

Пленочные фотоаппараты

В цифровых устройствах начальный тракт, через который идет свет, несущий в себе картинку, такой же, как у пленочных. Но фиксируется изображение не с помощью химии, а на светочувствительную матрицу. Картинка в виде информационного файла сохраняется в память.

Цифровой компактный фотоаппарат

Это и есть «мыльницы». Стоят они недорого, но и умеют немного. В какой-то момент такая техника была у каждого туриста, да у всех.

Важно! Сейчас фотографии подобного и даже лучшего качества делают телефоны, поэтому носить за собой лишний предмет нет нужды. Пик популярности «мыльниц» прошел. Их покупают детям (есть даже устройства с детским дизайном и встроенными играми) или пожилым людям.

Такой вид фотоаппарата подойдет в качестве основного, если брать самые прокачанные варианты. Минимум настроек, всего одна кнопка, и при этом более или менее приличное любительское фото – вот как кратко можно описать компактные модели.

Достоинства:

  • цена простых моделей начинается с 3-4 тысяч рублей;
  • простота в обращении, справится даже пожилой человек или ребенок;
  • размер кадра 3 на 4;
  • такие камеры работают от пальчиковых батареек.

Недостатки:

  • даже камеры с большим зумом имеют маленькую матрицу, так что это только иллюзия качества;
  • низкое качество снимков, нет режимов «спорт», «ночь» и других;
  • чаще всего здесь устанавливаются простые, дешевые элементы оптики и электроники.

Цифровой компактный фотоаппарат

Зеркальный фотоаппарат

Зеркальный фотоаппарат сочетает в себе лучшее от аналоговой камеры и цифровой. Здесь есть видоискатель, а светочувствительная матрица прикрыта зеркалом, которое наклоняется ровно в момент съемки. Благодаря такому решению камера может делать снимки движущихся объектов, имеет очень быстрый автофокус и другие возможности, позволяющие делать кадры профессионального качества. Обычно в эти устройства устанавливают хорошие матрицы (минимум среднего формата), разрешение съемки может достигать 38 Мп.

Важно! Цена таких камер немалая. Самая простенькая «зеркалка» стоит около 17-20 тысяч рублей.

Достоинства:

  • техника моментально реагирует на действии фотографа;
  • возможность менять оптику, есть видоискатель;
  • отличное качество съемки, в том числе в движении;
  • широкий функционал;
  • возможность применения сменных объективов;
  • обычно зеркальные камеры очень стильно смотрятся;
  • энергоэффективность – аккумулятор позволяет делать до 1000 снимков без подзарядки.

Недостатки:

  • цена;
  • обычно такие камеры довольно тяжелые и габаритные, брать их с собой для ежеминутной съемки всего вокруг (как «мыльницу») неудобно.

Зеркальный фотоаппарат

Беззеркальный фотоаппарат

Беззеркальный аппарат не имеет зеркала и оптического видоискателя. Благодаря этому устройства получаются более компактные. Матрица здесь может стоять такая же хорошая, как у зеркальных камер, поэтому качество фотографий почти не страдает. Количество функций здесь тоже много, такой фотоаппарат вполне подойдет для начинающих фотографов. Для удобства на камере есть экран, у новых моделей он сенсорный, размером до 5 дюймов.

Беззеркальный фотоаппарат

Достоинства:

  • камера имеет много опций: стабилизатор изображения, баланс белого, возможность менять оптику, причем даже на ту, которую нельзя поставить на зеркальную камеру;
  • компактный размер;
  • удобный экран;
  • хорошее качество снимков.

Недостатки:

  • нет видоискателя;
  • такая камера быстро тратит заряд аккумулятора, надолго его не хватает.

Фотоаппарат моментальной печати

Сейчас это не вариант аналоговой камеры, а устройство, напичканное электроникой. Несмотря на более низкое качество снимков, чем у продвинутой «цифры», эти малышки тоже умеют многое. Есть модели с возможностями для видеосъемки. В большинстве фотоаппаратов моментальной печати заложены эффекты для обработки изображений, есть передача данных по Wi-Fi, возможность приближения объекта съемки. Такой фотоаппарат подойдет тем, кто любит фотографию на бумаге, молодым людям в путешествиях, так как можно сразу же подарить фотку друзьям.

На заметку! Моментальный фотоаппарат сейчас является отличным вариантом модного, стильного подарка.

Достоинства:

  • можно сразу же накладывать фотоэффекты;
  • сама камера небольшая и легкая, часто имеет интересный дизайн;
  • есть вспышка, доступно много возможностей обычной камеры.

Недостатки:

  • ограниченное число кадров (обычно около 20) и необходимость постоянно докупать бумагу (правда, она есть в свободной продаже, проблем с ней нет);
  • если сложить стоимость самой камеры и комплектующих, цена одного кадра будет высокой.

Фотоаппарат моментальной печати

Это не все виды цифровых камер. Есть еще дальномерные и среднеформатные устройства. Первые имеют большой фокус, минимальную задержку при съемке, видоискатель видит изображение в момент съемки. Вторые можно выбрать для профессиональной съемки: они дают максимально возможное качество изображения (до 40Мп), имеют множество фотоэффектов. Оптика здесь устанавливается лучшая из возможных. Цена такой камеры, понятно, тоже будет максимальной.

Автофокус

Система автофокусировки обозначается как «AF» и указывается на объективе, корпусе фотоаппарата или в названии модели камеры. Есть ли у фотокамеры автофокус можно определить по ее виду — рядом с объективом должны быть несколько круглых датчиков, обычно они парные, и та самая надпись «AF». Производитель очень гордился такой продвинутой по тем временам системой и спешил указать эту информацию на самом заметном месте. Существуют пассивные и активные, одно-, двух- и трехточечные и даже мультисистемы автофокусировки на основе инфракрасного луча и тд. За редким исключением все топовые компакты обладают такой системой. Это позволяет делать резкие кадры с наводкой резкости на нужный вам объект. Если в видоискателе есть еще и индикация зоны/объекта фокусировки это вдвойне прекрасно, тк вы будете понимать куда сфокусировался объектив и у вас будет меньше испорченных нерезких кадров. Дополнительная функция «focus lock» позволит удерживать фокус на выбранном объекте, даже если он находится не в центре кадра.

Датчик автофокуса под объективом Olympus AF-1

Датчики автофокуса под объективами пленочных фотоаппаратов Pentax PC35 AF и Olympus AF-1

Зеркальные пленочные фотоаппараты

Зеркальный пленочный фотоаппарат “Зенит-122К”
Один из самых популярных и распространенных видов камер, появившийся в 60-ых годах прошлого века. Основная особенность – кадр в видоискателе фотоаппарата “показывается” при помощи зеркала, изображение на которое поступает через призму и попадает в видоискатель. Главным преимуществом зеркальных камер является – возможность наблюдать в видоискателе четкие границы кадра вне зависимости от установленного объектива, а также более наглядно отслеживать глубину резкости при съемке. При этом, зеркальные камеры отлично подходят для макросъемки и астрофотографии. Телевики, супертелевики и объективы Fish-Eye существуют только для зеркальных камер.

Плюсы зеркальных камер:

  • Получение актуальной информации о кадре через видоискатель в режиме реального времени, а также возможность мгновенного применения настроек и наблюдения результата;
  • Идеальный выбор для репортажной съемки;
  • Массивный и удобный корпус, который отлично лежит в руках;
  • При наличии автофокуса обеспечивается быстрота и удобство работы.

Минусы зеркальных камер:

  • Несмотря на то, что массивный корпус был отнесен к плюсам данных камер, иногда это не совсем удобно (например, в путешествиях);
  • Данные камеры являются технически трудными и содержат множество подвижных элементов, что снижает надежность;
  • Невозможно наблюдать кадр при длительной выдержке из-за закрытия створок.

Несмотря на наличие недостатков, зеркальные камеры, которым уже удалось стать довольно популярными, будут актуальными еще много лет. На выбор камеры также влияют и различные дополнительные функции, такие как наличие автофокуса, различных режимов съемки, экспокоррекция и т.д.

Из моделей на которые стоит обратить внимание: Зенит (122, 122К, ЕТ), Canon AE-1, Olympus OM-1, Nikon FE и др.

На сайте есть обзор зеркального фотоаппарата Nikon FM2 и Зенит-122К.

Вспышка

Обращайте внимание на встроенную вспышку, и количество режимом ее работы. Как правило при съемке может понадобиться принудительное включение, принудительное отключение, заполняющий режим и режим коррекции «красных глаз». В редких моделях доступны и другие режимы, например ночной. Но в любом случае вспышка должна присутствовать, если мы хотим фотографировать не только днем на улице.

Встроенная

Встроенная «выпрыгивающая» вспышка на компакте Konica Pop

Протяжка пленки

Насчет способов протяжки пленки ходит немало споров. Некоторые утверждают, что хороша лишь автопротяжка, кто-то наоборот превозносит механику. По личному опыту могу сказать что в камерах с механический ручной перемоткой в виде курка или зубчатого колеса у вас больше контроля над ситуацией, к тому же поломки автоматической перемотки не такое уж редкое явление, от чего вы застрахованы «на механике».

Да и крутить колесико чертовски приятно, это же аналоговая техника!

Зубчатое колесико перемотки кадра на Olympus Trip AF

Рычаг ручной перемотки пленки на Konica Pop и зубчатое колесико на Olympus Trip AF

Таймер автоспуска

Про таймер автоспуска вопрос еще более спорный, чтобы воспользоваться этим режимом вам понадобится штатив, мало кто отправляется со штативом в путешествие или на прогулку. Вся прелесть компакта как раз в том, что его можно просто положить в карман и пойти. С другой стороны вы можете не носить с собой штатив, а использовать подручные материалы, такие как горка камней на пляже или стопка книг на столе, законы физики в этом нелегком деле также могут прийти вам на помощь.

Кнопка таймера автоспуска и отключения вспышки у Canon Prima MINI II

Кнопка таймера автоспуска и отключения вспышки у Olympus AF-10 Mini и Canon Prima MINI II

Ключевые характеристики выбора

Сложно, даже невозможно однозначно ответить, какой лучше выбрать фотоаппарат. Чтобы понять, подходит ли устройство под определенный круг задач, надо понимать, на какие характеристики обращать внимание, и проводить сравнение фотокамер, исходя из нужности каждой из них.

Тип матрицы

С помощью матрицы изображение из светового потока преобразуется в цифровую информацию, которая затем уходит в память. Следовательно, качество этого преобразователя определяет качество снимка. Существуют следующие типы матриц фотоаппаратов.

  1. CCD (ПЗС) – эта матрица позволяет получать фотографии лучшего качества. Но сам элемент стоит дорого, и энергии он расходует тоже очень много. Устанавливают такую матрицу в камеры профессионального уровня в премиальном ценовом сегменте.
  2. CMOS (КМОП) – эта матрица дает качество пониже, фиксирует не только ценную картинку, но и шумы. Зато стоит она недорого, плюс имеет хорошее быстродействие. Именно этот тип матрицы стоит в большинстве цифровых камер.
  1. Live-MOS не имеет широкого распространения и используется лишь некоторыми брендами: Panasonic, Leica и Olympus. Наиболее популярные марки, вроде Сanon, Nicon, предпочитают матрицы двух предыдущих типов. Live-MOS имеет качество, лучше, чем CMOS, но до CCD не дотягивает.

Разрешение матрицы

Если говорить о качестве кадра, то правильнее обратить внимание не просто на разрешение матрицы, но и ее размер. Разрешение (число пикселей) – это общее количество светочувствительных точек на матрице. И эта величина важна, особенно при крупноформатной печати, при которой изображение может стать «квадратным». Но и размер самого пикселя важен. Чем он больше, тем лучше его точность в передаче изображения. Лучше смотреть именно на соотношение размера матрицы и ее разрешения.

Чувствительность

Этот параметр обозначается аббревиатурой ISO. Он характеризует способность техники делать качественные снимки в темноте. При работе со штатива с хорошей выдержкой может хватить ISO около 100. Оптимальным же считается попадание данной величины в диапазон 400-800, можно больше. У профессиональных большеформатных камер величина ISO может достигать 200-51200. Такие значения чувствительности позволяют делать идеальные кадры в темноте.

Совет! Для «мыльниц» этот параметр не является решающим. При маленькой матрице темный кадр в любом случае не получится идеальным. Переплачивать в этом случае за чувствительность смысла нет.

Данная характеристика управляема. Ее изменение может происходить автоматически или настраиваться вручную.

Светосила

Светосила объектива показывает, сколько света поймается в объектив и пройдет к чувствительной матрице. В хорошей камере показатель светосилы равен f/1,2. В простеньких «мыльницах» это f/16. Учитывая то обстоятельства, что сейчас не только профессиональные фотоаппараты, но и любительские камеры могут оснащаться дополнительными объективами, это не такая уж и проблема. Присмотреться к данному параметру надо тем, кто не будет заниматься сменой оптики и планирует пользоваться только «родным» объективом.

Зум

Зум – это способность камеры приближать объект съемки на кадре. Он может быть реализован с помощью оптики или в цифровом варианте. В первом случае с помощью линз меняется фокус, благодаря чему получается увеличить объект в 10-25 раз с таким же качеством, что было изначально. Цифровой зум увеличивает больше, до 100 крат. Только радоваться этому не стоит. По сути, это такая же обработка кадра, когда на мониторе растягивается какой-то фрагмент фото в 10,50 или 100 раз. Четкость кадра при этом не сравнить с оптически увеличенным, она сильно страдает.

Совет! Стремиться к большому цифровому зуму не надо. Можно сделать кадр без него, а потом обработать его на компьютере. Эффект будет абсолютно такой же. Если уж и платить, то за оптику.

Стабилизация изображения

Если фотография сделана не со штатива или другой твердой поверхности, избежать искажения картинки из-за дрожащих рук фотографа, вибрации от порыва ветра и других обстоятельств сложно. Стабилизация, как и зум, бывает оптическая и цифровая.

Оптическая возможна благодаря нежесткому закреплению линз, они дрожат вместе с руками фотографа, но при этом остаются неподвижными относительно снимаемой картинки. Цифровая стабилизация реализована программным путем. За смешениями камеры относительно объекта следит процессор и правит ситуацию. Побочный эффект заключается в потере информации по краям матрицы, снижении качества фотографии.

Стабилизация изображения

Память

Вся прелесть цифровой техники в возможности хранить просто огромные объемы информации на маленьком носителе. Фотоаппаратов это тоже касается. Записывать отснятые изображения камеры могут в память по-разному.

  1. На жесткий диск. Он имеет значительный объем, во многих моделях является съемным. Это собственная память камеры. Наличие такого носителя актуально для больших объемов рабочей информации, например, если фотоаппарат имеет опцию видеосъемки.
  2. Съемные карты памяти монтируются в специальное гнездо в камере. Они имеют меньший по сравнению с диском объем. Но есть ряд преимуществ: стоят они недорого, если заполнились до отказа или не читаются, их легко поменять.
  3. Встроенная flash-память считается лучшим вариантом. Цена ее выше, чем у остальных вариантов. Надежность тоже выше.

Память

Дополнительные опции

Камеры могут оснащаться аппаратными и программными средствами для реализации следующих дополнительных опций:

  • вспышка;
  • регулировка фокуса;
  • видеозапись;
  • фотоэффекты (например, устранение красных глаз).

Элементы питания

Тип используемых батареек также важен. Самый удачный расклад если ваша пленочная фотокамера питается от двух пальчиковых батареек AA, вы без проблем сможете купить их в самом дальнем уголке планеты, да еще и дешево. Но как правило в топовых компактах используются более редкий CR123, CR2 и даже экзотические 2CR5 и CR-P2. По возможности уточняйте в инструкции на сколько катушек пленки хватает одного комплекта батарей, и всегда берите с собой запасные в дальние поездки. Также вам может понадобиться отдельная батарейка таблетка для экспонометра.

Секреты съемки на пленочный фотоаппарат

Поделиться статьёй:

Пленке предрекали скорую гибель после появления цифры, это было много лет назад. Но к счастью любители «аналоговой» съемки сохранили традиции, и постепенно к ним присоединились и те фотографы, которые начинали свой путь с цифровой. Несмотря на сложность и дороговизну такой фотографии, есть в ней какой-то особенный шарм и душевность. А процесс проявления схож с волшебством, когда на белой бумаге постепенно проявляются картинки, а результат всегда неизвестен до момента полного высыхания снимка.

Содержание статьи:

С постепенной популяризацией пленочных фотоаппаратов стал расти градус возмущения и споров между фанатами обеих систем. «Цифровики» приводили десятки доводов в пользу современных технологий, а их оппоненты защищали традиции и качество съемки на пленку. Главным аргументом в защиту аналоговой фотографии является уникальность и неповторимость каждого снимка. Чем же так примечательна пленка и что так захватывает фотографов, использующих ее?

Вы все еще хотите снимать на пленку?

Тем фотографам, которые начинали снимать на цифровой фотоаппарат, будет очень сложно с пленкой. Если вы хотите понять, нужно ли вам переходить на такой тип носителя, проведите эксперимент. Возьмите маленькую карту памяти или ограничьте себе съемку определенным количество кадров, отключите дисплей. Снимайте все фотографии, глядя только в видоискатель, и только на ручном режиме настроек.

Попробуйте отснять каждый момент с 1 раза, без пристрелочных кадров. А полученный материал посмотрите только после полного цикла съемки. Сможете и вы напечатать эти снимки без постобработки и отдать клиентам. Если нет, то вам требуется тренировка и получение навыков работы именно с пленкой.

Почему нужно снимать на пленку?

У цифровой и аналоговой фотографии есть свои особенности и несомненные преимущества. Пленка дает ощущение волшебства и позволяет в полной мере осознать влияние на итоговый результат параметров ISO, экспозиции, диафрагмы и баланса белого. Какие же преимущества имеет такой тип съемки:

Психологический аспект

Уникальность и неповторимость каждого кадра, сложность подбора параметров к каждому моменту, а еще принадлежность к определенному уровню фотографов – опытных и знающих. А довольный мастер создает великие шедевры.

Ограниченное число кадров

Каждый кадр имеет ценность, несравнимо большую, чем при съемках на «цифру». Такой подход заставляет относиться к своей работе бережно и ответственно, тщательно подбирать все параметры, вырабатывать дисциплину и терпение.

Изображения получаются более теплыми, мягкими и приятными глазу. Цифровые снимки получаются более четкими и резкими, но менее «душевными».

Нет проблем с зарядкой

Старые пленочные фотоаппараты лишены проблемы зарядки аккумуляторов, механическая съемка не требует электроэнергии.

  • Корпус и весь функционал камеры весьма прочные и простые в ремонте и обслуживании, реже ломаются и служат гораздо дольше.

Стандарты

Объективы и другие аксессуары для современных камер отлично подходят и для пленочных, крепления стандартные.

Проявка

Проявлять пленку можно в домашних условиях или отнести ее в фотоателье. Там же можно распечатать фотографию на бумагу в любом формате, если сложно делать это дома.

  • Пленочная фотография – художественный вид съемки, мало предназначенный для коммерческих целей. Да и для мероприятий, типа свадьбы, корпоратива или детских праздников, и съемок в условиях недостаточной освещенности лучше выбрать цифру. А пленку оставить для размеренной работы на природе или в студии, для портретов или натюрмортов.

Почему не стоит снимать на пленку?

Если подробно описывать достоинства, то нужно обязательно коснуться и недостатков, коих тоже немало. Если бы их не было, то и изобретать цифровые фотоаппараты не было нужды, они бы никогда не появились. Почему же в некоторых ситуациях лучше обратить внимание на современную технику?

  • «Фотограф, снимающий на Polaroid, моргает за свой счет» — отличная фраза, полностью отражающая суть аналоговой съемки.

Цена расходников «кусается»

Стоимость 1 снимка на порядок выше, ведь сюда включена цена пленка, реагентов и материала, затраченного времени. Само пленочное оборудование стоит дешевле, но требует постоянных затрат на расходники, в то время как цифровым фотоаппаратом можно снимать на 1 карту памяти много лет, просто удаляя или скидывая информацию.

Ограниченность маневров

Скорость съемки на пленку не позволяет работать с быстро движущимися объектами, в условиях слишком яркого солнца, и наоборот в плохо освещенных помещениях.

Затвор пленочного фотоаппарата срабатывает немного медленнее цифры, требуется подготовка к каждому кадру – для съемки свадеб потребуется недюжий опыт и годами наработанное мастерство, чтобы не пустить ни один важный момент.

Мало кадров…

Ограниченность в количестве кадров, если с карты памяти можно быстренько скинуть информацию на ПК и продолжить съемки, то пленка даст сделать ровно столько фотографий, сколько катушек вы взяли с собой.

Экспонирование на откуп интуиции

Ручной фокус и отсутствие дисплея для корректировки настроек в реальном времени потребуют от фотографа долгой тренировки, чтобы на глаз определить исходный результат. Нет так любимой современными мастерами гистограммы, недоэкспонированные снимки проявятся только при печати.

Риски засвета пленки, конечно карта памяти может дать сбой, информация тоже имеет свойство портиться и теряться, но есть резервные копии и дистанционная передача данных. А пленка в неопытных руках – большая вероятность потерять уникальную информацию навсегда.

Упущенные моменты…

Невозможность просмотра изображения в процессе работы, пока этой функции не было, все работали на одних условиях, переснять неполучившийся кадр было достаточно сложно. Сегодня же приверженцы технологий ставят этот пункт во главе в споре с любителями пленки. Если упущен момент, а кадр по каким-то причинам не получился, то сделать уже ничего нельзя.

Постобработка затруднена

99% фотографов делают постобработку своих цифровых фотографий, используя для этого специальные программы. Они могут выровнять тон лица, поправить цвет, добавить эффекты и еще много чего. Пленочные фотографии сначала нужно отсканировать, чтобы произвести обработку, что сильно замедляет процесс и снижает качество изображений.

Неширокий ассортимент плёнки

Последний пункт – скорее неудобство, чем существенный недостаток. Расходники приходится заказывать или выбирать из того, что предлагают специализированные магазины. Ассортимент пленки не так велик, как хотелось бы, ее производят гораздо меньше, чем 20 лет назад, и спрашивают значительно реже. И продавцам становится невыгодно поддерживать предложение на должном уровне.

  • Предварительное резюме: Пленочные фотоаппараты доставляют своим владельцам ряд неудобств, но часто удовольствие от процесса съемки значительно сильнее недостатков. В противном случае, пленка уже давно бы ушла в историю, как это сделали компьютерные дискеты, модемы для телефонных линий, а теперь и компакт-диски.

Формат и тип пленки

На данный момент остались всего 3 формата пленки: узкий, средний и широкий, отличаются они шириной, для каждого типа фотоаппаратов подходит свой вариант. Рассмотрим каждый подробнее:

  • Узкий формат, еще называется «тип 135» — самый распространенный на сегодняшний день вид пленки. Представляет собой кассеты, в которых рулончик разделен на кадры размером 24 х 36 мм, а по краю имеется перфорация. Бывает и вариант без разделения, когда пленка идет в рулоне для самостоятельной фасовки в кассеты. Взять можно 36, 24 или 12 кадров.
  • Еще один формат – пленка средней ширины, рольфильм, или 120. Она имеет ширину 56 мм и фиксированную длину, при размере кадра 42,5 на 56 мм на 1 рулоне помещаются 16 кадров, при 56 на 56 мм – 12 фотографий, а при 56 на 70 мм – всего 10 снимков. Для защиты материала от света, на пленке имеется бумага, которая позволяет даже новичкам легко устанавливать ее в камеру.

Среднеформатные фотоаппараты принимают еще и пленку 220, то есть длиной в 2 раза больше, ее сложно купить в магазинах.

  • Самый редкий и непопулярный формат – широкий, представляет собой листы пленки размером 90 на 120 мм или 130 на 180 мм. Она крепится только во полной темноте на специальные держатели по 2 кадра максимум, работать с ней достаточно сложно.

Кроме формата пленка еще имеет вид и показатель чувствительности, или ISO. На коробке указывается цифра, которая соответствует стандартам фотографии, 50, 100, 200, 400 и так далее. Для съемки в студии, лучше взять 50 или 100, для улицы тоже больших значений не требуется. В помещении с недостаточной освещенности выбирайте пленку с ISO от 200. Высокая чувствительность добавляет фотографии зернистость, что часто привлекает фотографов и используется, как художественный эффект.

По виду пленки могут быть черно-белые, цветные, которые в свою очередь делятся по толщине, тональности, контрастности, зернистости и другим параметрам. Каждый вариант имеет своих поклонников и используется для создания определенных эффектов, предпочтения выстраиваются на собственном опыте под художественные задачи.

Хранить непроявленную пленку нужно в холодном месте, идеальный вариант – пластиковый короб в холодильнике, в аэропорту или на вокзале под сканирующими устройствами есть риск порчи отснятого материала, старайтесь до переезда ее проявить или переносить в карманах или ручной клади.

Настройки фотоаппаратов

Процесс съемки на пленочный фотоаппарат напоминает настройку точной лабораторной техники: нужно учитывать все параметры и точно знать, что делать. Для начала следует привести камеру в режим готовности, перевести ручку в рабочее положение и по видоискателю определить границы кадра, положение объектов и расстояние до них. С помощью точки наводки определить резкость и навести фокус таким образом, чтобы все нужные детали были в зоне ГРИП. В процессе настройки выбирается максимальное значения открытия диафрагмы, необходимое для данного случая.

Сложность пленочной съемки заключается в выборе экспозиции на глаз, по положению солнца и общей освещённости снимаемых объектов. С опытом придет и понимания, как должно быть для получения нужного результата. Сначала процент качественных снимков будет невысок и только практикой и постоянными съемками его можно поднять.

Специалисты говорят, что достичь показателя в 80% качественных снимков – это большая удача и огромный труд!

Проявка фотографии, сканирование

Подобрать параметры и нажать на кнопку затвора – не значит, получить готовую фотографию, нужно еще проявить ее и напечатать. Можно сдать катушку в фотоателье и просто забрать снимки, а можно сделать это своими руками. Весь процесс состоит из проявки, закрепления, промывки и сушки, который занимает несколько часов и должен производиться в специальном помещении с хорошей вентиляцией и возможностью полностью исключить попадание солнечного света.

В процессе вам понадобятся: раствор для проявления, стоп-раствор для остановки реакции, дистиллированная вода и закрепитель, специальный бачок для крепления пленки, и емкость, куда заливается раствор. Руки и одежду лучше защитить перчатками и фартуком, реагенты не токсичные, но частое попадание их на кожу может вызвать неприятные ощущения.

В полной темноте пленка достается из кассеты, помещается в бачок в крепления, заливаются проявителем и оставляется на время, указанное в инструкции. Через 1-2 минуты пленку следует прокручивать по часовой стрелке, чтобы раствор равномерно покрывал всю поверхность.

По прошествии времени сливается проявитель, а в бак заливается стоп-раствор, останавливающий проходящую реакцию, его потом заменяют на закрепитель, выдерживают нужно время и тоже сливают. Фотография готова и уже не боится солнечного света, осталось только промыть ее в дистиллированной воде и тщательно просушить. А дальше уже можно производить сканирование, печатать полученные изображения или хранить пленки в таком виде – уже на ваше усмотрение.

Сложность процесса проявки заключается в единственном шансе на получение нужного результата, любая ошибка в пропорциях химикатов, установки времени и других мелочах – пленка будет непоправимо испорчена.

Подводя итоги

Пленочная фотография нескоро уйдет на заслуженный покой, качество получаемых снимков и их художественность еще долгие годы будет привлекать фотографов. Несмотря на сложность проявки и печати, стоимость кадра и скорость самого процесса съемки, в художественном плане аналогов пока не изобрели, цифровая фотография значительно уступает пленке.

Современные фотографы имеют в своем арсенале оба вида камер и используют их в работе: для коммерческих съемок цифру, а для души и пополнения портфолио – пленочные фотоаппараты.

Поделиться статьёй:

Мне понравилась статья

Обсудить статью

Функция даты

Функция установки даты на снимке на данный момент также выглядит архаично. Обычно о ее наличии свидетельствует буква «D» или слово «Date/Quarz-date» в названии камеры. В связи с возрастом техники большинство систем исчисления даты были запрограммированы так, что последняя доступная для установки дата вышла в 2012 или 2021 году. Помимо прочего эти системы требуют дополнительного питания редкими видами батареек таблеток, чтобы установить которые надо раскрутить ряд микро винтиков и затем вкрутить их обратно.

Задник установки даты на пленочных компактах Kyocera P-mini

Задник установки даты на пленочных компактах Minolta AF-E и Kyocera P-mini

Производитель

Практически все стоящие топовые пленочные компакты сделали японцы. У Canon это модели — AF35M, AF35ML, Prima MINI II, Prima MINI, MC, у Nikon — L35AF, у Olympus — , XA2, XA3, XA4, AF-1, AF-10 Super, Mju II, Mju I у Konica — C35 AF, A4, у Minolta — , AF-S, у Pentax — PC35 AF, у Ricoh — AF, у Yashica (Kyocera) AF Motor, J Motor, T2, и др.

В линейке бюджетных компактов можно выделить у Olympus — TRIP AF 51, TRIP AF 30, AF-10 MINI, TRIP XB41 AF, у Konica — Pop, у Canon — PRIMA AF-7, AF-8, AF-9s, у Minolta — AF101R, а также недооцененные немецкие компакты Praktica 400 AF, AF 1, P 95 AF и тд.

В следующем обзоре мы подробно остановимся на каждой из этих камер, и распишем их слабые и сильные стороны и другие особенности.

Премиум компакты

Есть также совсем премиальные компактные камеры от таких именитых производителей как Leica, Rollei, Contax с возможностью вручную изменять параметры выдержки и диафрагмы и фирменной дорогостоящей оптикой, стоят они на порядок дороже и подходят для искушенных пленочных фотографов, которые решили дальше осваивать пленочную фотографию и перешагнули на следующую ступень мастерства, для которой возможностей обычного топового компакта уже не хватает. Стоят эти игрушки больше 50к, поэтому на них мы останавливаться не будем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: