Как проверить двигатель холодильника рабочий он или нет


Прозвонка компрессоров кондиционеров

Самый распространённый тип компрессоров в кондиционерах — однофазные компрессоры с пусковой обмоткой.

Чтобы получить доступ к контактам компрессора необходимо разобрать кондиционер так, чтобы был доступ к компрессору. Обычно контакты защищены крышкой, которая закручена винтом, найти её вы можете по проводам, которые подходят к компрессору. После снятия крышки вы увидите три контактных вывода на которые надеты клеммы с проводами.

Необходимо снять провода и мультиметром измерить сопротивление между выводами. Ставим переключатель прибора на функцию измерения сопротивления (обозначается буквой Ω). Если мультиметр показывает бесконечно большое сопротивление между выводом С и остальными, то это означает обрыв, в случае встроенной защиты нужно убедиться что компрессор не перегрет и не сработала защита, в противном случае, и если защита внешняя-компрессор неисправен. Если сопротивление стремится к нулю это означает короткое замыкание и компрессор также неисправен.

Точное значение сопротивлений зависит от мощности компресссора, точности вашего прибора и может колебаться в пределах, примерно, 1-20 Ом.

Как видно из схемы, сопротивление между выводами М и S должно равняться сумме сопротивлений между клеммами S и С и между М и C.

Как правило, рабочая обмотка (M-C) более мощная, поэтому её сопротивление меньше чем у пусковой (S-C).

В каждом компрессоре существует тепловая защита, но она может быть встроенная как на схеме, или находиться под крышкой, рядом с выводами компрессора.

Если она не встроенная, так называемая «таблетка», то её можно прозвонить отдельно и заменить в случае неисправности (она должна быть замкнута в нормальном состоянии, размыкается при достижении определённой температуры 90-120 °С ).

Сразу оговорюсь, что таким способом мы не сможем определить короткозамкнутые витки, для этого существуют другие приборы (но и они недостаточно стабильно определяют короткозамкнутые витки).

Проверка компрессора холодильника своими руками

Многих интересует, как проверить компрессор холодильника: рабочий или нет. Стоит ознакомиться с особенностями его функционирования. Оно состоит из 3 последовательных этапов:

  1. Принцип работы мотора-компрессора холодильника заключается в запуске реле, замыкающем электроцепь. Оно включается, когда повышается температура. Приводится в действие нагнетатель, создавая необходимое давление в системе, и хладагент поступает в радиатор испарителя. Фреон становится жидким, и образуется много тепла. Оно рассеивается в холодильной камере с помощью решетки радиатора — змеевика.
  2. Пройдя конденсатор, газ оказывается в капиллярном трубопроводе. Там давление стабилизируется и медленно уменьшается.
  3. Жидкий хладагент под низким давлением попадает в испаритель. Он нагревается до нужной температуры. Хладагент превращается в пар. Конденсатор охлаждается, а температура в холодильном устройстве снижается.

Перечисленные этапы образуют цикл. Он повторяется всегда, когда температура повышается более заданной отметки. Показания фиксирует специальный датчик.

Посмотреть » Что делать когда трещит холодильник при работе и громко щелкает сзади

Требуется подготовить необходимые приспособления:

  • отвертки с профилями;
  • гаечные ключи 8, 10 и 13 мм;
  • плоскогубцы;
  • мультиметр;
  • манометр;
  • 3 проводниковых перемычки с клеммами;
  • изоленту и заглушки из резины или винила.

Можно заменить отвертки шуруповертом с набором насадок. Желательно использовать средства индивидуальной защиты. Хладагент может оказаться токсичным или взрывоопасным. При работе с ним нужно быть предельно осторожным.

Неисправность нагнетателя бывает связана с различными причинами. Знание механизма работы холодильника позволит определить поломку самостоятельно. Важно учитывать тип термостата.

Если он механический, существует 3 причины неисправности:

  • повреждение реле;
  • поломка термостата;
  • выход из строя нагнетателя холода.

Проверка сопротивления

Стоит проверить сопротивление мотора холодильника мультиметром. Сначала рекомендуется выяснить, исправен ли питающий провод. Если он в порядке, требуется проверить компрессор. Следует убрать блок защиты, вытащить содержимое и отключить от реле. Щипцами мультиметра нужно провести попарное измерение проводов. Значения необходимо сверить с таблицей рекомендуемых показателей для данной модели нагнетателя.

Параметры для обычного варианта между контактами:

  • сверху слева и справа — 20 Ом и 15 Ом;
  • левосторонним и правосторонним — 30 Ом.

Наличие отклонений указывает на поломку. Рекомендуется определить сопротивление между проходными контактами и корпусной частью. Знак бесконечности свидетельствует об исправности прибора. Когда тестер показывает 0 или любое другое число, имеется повреждение.

Проверка давления

При проверке холодильника на работоспособность нужно измерить давление в корпусе. Подсоединить имитатор к нагнетающему штуцеру. Снять показания при запущенном компрессоре. Он считается исправным, когда на манометре давление 6 атмосфер. Если показатель более низкий, понадобится замена корпуса.

Проверка тока

После определения сопротивления полезно узнать силу тока. Подсоединить реле компрессора и электродвигатель. Тестером зажать контакт сети, ведущий к прибору. Нормальное значение силы тока идентично мощности мотора. Например, при 120 Вт допустимо 1,1-1,2 А.

Как проверить реле

Для определения работоспособности холодильника нужно знать, как проверить реле компрессора:

  • на тестере включить функцию измерения сопротивления и убрать с реле защитный кожух;
  • из корпуса насосного устройства выведены 3 кабеля, подсоединенные к основному выходу и обмотке;
  • последовательно подключить щипцы к контактам.

На сопротивление влияет модификация электродвигателя и дата изготовления. Допустимый показатель — 15-40 Ом. Если значение больше на 10, мотор сломан.

Измерение сопротивления изоляции мегомметром.

Обычным тестером проверить пробой изоляции не получится-он измеряет сопротивление используя низкое напряжение 3—9 В. Мегомметр позволяет измерять сопротивление более высоким напряжением 200-1000 В. Но всё равно предварительно необходимо «прозвонить» обмотки мультиметром, так как нельзя измерять сопротивление мегомметром при коротком замыкании обмотки на корпус.

На приборе можно выбрать напряжение которым будет измеряться сопротивление и время в течение которого будут тестироваться обмотки.

Измерять сопротивление необходимо между одним из трёх выводов на компрессоре и, например, медной трубкой выходящей из компрессора напряжением 250-500 В. Сопротивление должно находиться в пределах 7-10 МОм. Если нет, то также компрессор под замену.

Перед измерением внимательно изучите инструкцию к вашему прибору, используется высокое напряжение, поэтому при неправильном использовании можно получить удар электрическим током или вывести прибор из строя.

Прозвонка компрессора холодильника

В бытовых холодильниках применяются маломощные компрессоры, в которых пусковая обмотка подключается на несколько секунд через пусковое реле с помощью позистора или электромагнитного реле.

Схема с электромагнитным реле:

В этом случае, ток проходит последовательно через катушку реле и рабочую обмотку компрессора. Пусковой ток всегда больше рабочего, используя этот принцип, реле рассчитано так, что пусковой ток замыкает контакты реле и подключает пусковую обмотку компрессора, который запускается. При этом ток, текущий по рабочей обмотке и обмотке реле снижается, контакты размыкаются, отключая стартовую обмотку.

В составе реле также установлено термореле, которое отключает питание компрессора при его перегреве.

Схема с позистором:

На схеме позистор обозначен значком температуры t0 , а термореле цифрой 6.

Принцип действия такой: при комнатной температуре позистор имеет низкое сопротивление и напрямую подаёт напряжение на пусковую обмотку S. Через него протекает ток, который разогревает его, при нагревании внутреннее сопротивление позистора увеличивается, фактически отключая пусковую обмотку через несколько секунд после запуска компрессора. Остывает позистор только после отключения питания с компрессора и при последующем цикле включения снова подключает пусковую обмотку.

Советы по самостоятельной проверке компрессора в холодильнике

Цилиндрический предмет, чаще черного цвета, который можно увидеть с обратной стороны внизу холодильника – это кожух компрессора. Внутри кожуха в трансформаторном масле на независимой пружинной подвеске располагается компрессор.

Принципиально компрессоры ничем друг от друга не отличаются. Они представляют собой электродвигатель с поршневой или плунжерной нагнетательной системой. Любой электродвигатель переменного тока имеет в своей конструкции рабочую и пусковую обмотки.Обрыв или прожиг провода в одной из обмоток – наиболее частая причина поломки всего блока компрессора.

Из кожуха выводятся три контактные клеммы. Одна из клемм служит выводом пусковой обмотки, другая – рабочей обмотки,а третья –это общая шина.

Кроме того, каждый компрессор имеет пусковое реле. Устройство для запуска мотора в виде небольшой коробочки, имеющей общую контактную группу с клеммами компрессора. Иначе говоря, эта «коробочка» буквально надевается на эти самые три клеммы. Пусковое реле также может стать причиной, вследствие которой компрессор холодильного агрегата не запускается.

Новейшие модели холодильников оснащаются принципиально новыми устройствами запуска компрессора. Такие пускатели представляют собой сугубо электронное устройство, в отличие от прежних — электромеханических. Сама собой напрашивается аналогия с автомобильными блоками зажигания, пришедшими на смену традиционным трамблерам.

Не стоит забывать о питающем кабеле, который мы нередко основательно дергаем, пытаясь дотянуть до ближайшей розетки.

Возможные неисправности

Из перечисленных выше причин складывается следующий перечень возможных неисправностей холодильника:

  • перегорание одной из обмоток компрессора;
  • выход из строя пускового реле;
  • обрыв одной из токопроводящих жил (фаза, ноль) внутри питающего кабеля.

Последовательное исключение каждой из возможных неисправностей позволит определить истинную и приступить к ремонту или замене детали.

Для проверки питающего кабеля неплохо иметь в запасе подобный в заведомо рабочем состоянии. Это может быть сетевой шнур от старого утюга, стиральной машины, компьютерного блока питания и любых других приборов подходящей мощности.

Важно знать функциональную принадлежность каждой из клемм и не перепутать линию электропитания с шиной заземления. Закрепив контакты на соответствующих клеммах пускового реле, проверяем работоспособность холодильного агрегата. Если запуск компрессора состоялся, причина ясна.

Другой способ проверки кабеля после его отсоединения от реле — попытаться запитать с его помощью простейший электроприбор, например, настольную лампу. Здесь важно в целях безопасности предварительно изолировать импровизированные клеммные соединения.

Те, кто имеет в домашнем арсенале мультиметр, с помощью этого прибора (пр наличии опыта) могут предельно точно и быстро поможет определить любую из возможных неисправностей.

Проверка пуско-защитных реле холодильника

Выглядят пуско-защитные реле так:

Электромагнитное реле

Реле с позистором

Круглая чёрная «таблетка» с клеммами — это термореле, которое при нормальной температуре замкнуто, а размыкается только при сильном нагревании. Проверяется омметром — сопротивление должно стремиться к нулю, или в режиме «прозвонки» — должен быть звуковой сигнал при прикладывании щупов к клеммам.

То же самое относится и к позистору — в нормальном состоянии он замкнут. Находится он обычно внутри реле, между клеммами S и R компрессора. (На приведённом рисунке — это клеммы на белом основании).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: