Замена, ремонт ТЭНа (нагревателя) в холодильниках с No Frost


Классификация по принципу действия

Неискушенному пользователю может показаться, что все холодильные агрегаты устроены приблизительно одинаково. Однако это далеко не так. По принципу действия выделяют сразу три вида бытовых холодильников.

Прежде чем приступить к ремонту своего оборудования, нужно точно знать, как работает холодильник. Поэтому подробно рассмотрим каждый из этих типов.

Принцип действия компрессионных холодильников

Для охлаждения камер агрегата в этом случае используется специальная жидкость, которая способна при некоторых условиях переходить из жидкой в газообразную форму и обратно при комнатной температуре.

Это так называемый хладагент. Он закачивается в замкнутый контур, двигаясь по которому выполняет процесс охлаждения. Происходит это следующим образом. Вначале хладагент в жидком виде под давлением впрыскивают в испаритель.


Холодильник – сложный агрегат. К сожалению, отремонтировать его самостоятельно можно далеко не всегда. Если возникли проблемы с ремонтными работами, лучше все-таки вызвать специалиста

Он имеет форму змеевика, чтобы процесс охлаждения проходил как можно эффективнее. Сопло, через которое подается хладагент называется фильера.

В бытовом оборудовании оно представляет собой небольшой фрагмент не профилированной капиллярной трубки. В промышленных моделях, где требуется большая производительность, используют профилированные фильеры.

После того как хладагент попадает в испаритель, он начинает стремительно расширяться, превращаясь в газ. Забирает из воздуха определенное количество теплоты, которое соответствует его теплоте парообразования. Таким образом температура в хорошо изолированной холодильной или морозильной камере опускается и все, что находится внутри, охлаждается.


Чаще всего на кухне стоит холодильный агрегат компрессионного типа. Принцип его работы очень прост. Понять его поможет представленная схема

Нормальный процесс испарения будет продолжаться только до тех пор, пока давление внутри испарителя не повысится. По этой причине компрессор непрерывно откачивает пары хладагента и подает их в радиатор.

Это еще один змеевик, внутри которого газообразный хладогент превращается в жидкость. При этом он выделяет тепло, поступающее в воздух. Далее жидкость подается в фильеру и цикл повторяется. Что можно отнести к достоинствам такой конструкции? Прежде всего, это КПД, приближающийся к 100%.

Помимо этого компрессионное оборудование экономично, эффективно и легко поддается регулировкам. В качестве хладагента в таких агрегатах используются абсолютно безопасные и химически нейтральные составы. Основной недостаток – наличие разъемных соединений, движущихся и трущихся деталей.

Кроме того, холодильный контур имеет механические связи с внешней средой, что требует наличия качественных уплотнений. Есть еще один значимый неприятный момент.


Компрессионные агрегаты не могут длительное время находиться заправленными в неработающем состоянии. В силу конструктивных особенностей контура резко повышается вероятность возникновения микротрещин, через которые впоследствии вытекает хладагент

Нюансы работы абсорбционных агрегатов

Конструкция агрегатов абсорбционного типа имеет некоторое сходство с компрессионными аппаратами. Однако ее основным отличием является отсутствие трущихся или движущихся деталей.

Рассмотрим принцип действия таких приборов. В качестве хладагента используется легкокипящий состав, который хорошо растворяется в высококипящей жидкости. Последняя называется абсорбером.


Главное достоинство абсорбционных агрегатов заключается в долговечности и надежности. они лишены трущихся деталей, все жидкости перетекают внутри конструкции самотеком (+)

Аналогично называется и емкость, в которой содержится определенный запас концентрированного хладагента. Отсюда он поступает в термонасос, представляющий собой установленную вертикально трубку из меди, которую подогревает электрическая спираль.

Далее хладагент движется в парогенератор, греющийся от электрического тока. Здесь хладагент испаряется и смешивается с парами абсорбера.

Получившаяся смесь продвигается в дефлегматор. Это радиатор особой конструкции, в котором абсорбер и хладагент разделяются. Первый конденсируется и уходит в парогенератор, а газообразный хладагент направляется сначала в конденсатор, затем самотеком в испаритель.

Здесь происходит процесс охлаждения, аналогичный тому, который протекает в компрессионных агрегатах. После чего поглотивший тепло хладагент всасывается абсорбером и процесс повторяется.


Холодильники абсорбционного типа долговечны и могут годами стоять заправленными и при этом не работать. Благодаря этому их охотно приобретают для дач и других домов с сезонным проживанием

Таким образом, главное достоинство абсорбционных моделей – практически неограниченный срок действия за счет отсутствия движущихся элементов. Однако при этом они недостаточно экономичны, т.к. потребляют примерно в 1,5 раз больше энергии, чем компрессионные.

Кроме того, морозят такие холодильники довольно плохо и медленно. Еще один значимый минус – безопасность.

В качестве абсорбера здесь используется вода, а как хладагент – аммиак. В результате в контуре находится высококонцентрированный нашатырный спирт. При возможной утечке это опасно. Выпускаются модели, работающие на изобутане или пропане, но это еще более опасно.

Учитывая, что абсорбционные агрегаты могут храниться выключенными в заправленном состоянии сколь угодно долго, их охотно приобретают для использования в домах с сезонным проживанием.


Веский минус абсорбционных холодильников заключается в неэкономном расходе энергии: модели для авто способны разрядить аккумулятор за несколько часов. Потому в некоторых мобильных моделях используется система переключения на газ, на который обычно переходят на стоянке (+)

Холод от техники полупроводникового типа

Это мало распространенные устройства, принцип действия которых основывается на эффекте Пельтье.

Он заключается в том, что спай разнородных проводников при пропускании через него электрического тока в одном направлении разогревается, а в другом – замораживается, компенсируя разогрев другой стороны. Таким образом можно получить температуру до -40ºС и даже еще ниже.


В основе работы полупроводникового холодильника лежит эффект Пельтье. На рисунке схематично показана работа полупроводниковой батареи

Однако у системы есть значимые недостатки. Прежде всего, это высокий расход электроэнергии. Он намного выше, чем у малоэкономичных абсорбционных приборов. Кроме того, элементы Пельтье имеют ограниченный ресурс.

При этом полупроводниковые холодильники нечувствительны к механическим воздействиям, быстро и эффективно замораживают продукты. При необходимости возможно переключение направления тока, что позволяет быстро разморозить систему.


К плюсам термоэлектрических холодильников относят нечувствительность к ударам, отсутствие змеевика с хладагентом, который может протечь из-за появления микротрещин на трубках. Они оперативно размораживаются и так же набирают рабочую температуру

Как убрать вмятины на холодильнике в домашних условиях

Удаление вмятин на двери и корпусе холодильника проводят, опираясь на физические законы, используя вакуум, температурное расширение металла, прямое воздействие (удар). Можно подойти к проблеме творчески и задекорировать повреждение. Перед тем как убрать небольшую вмятину на холодильнике, прилегающий металл нужно очистить от загрязнений и обезжирить.

Устранение дефектов с помощью присоски

Для устранения дефекта понадобится специальная автомобильная рихтовочная пневмоприсоска. Порядок работы:

  1. Плотно приложить пневмоприсоску к вмятине так, чтобы края инструмента лежали на ровном участке;
  2. Удалить воздух из внутренней полости.
  3. Медленно поворачивая ручку, вытягивать металл корпуса, пока вмятина не исчезнет.
  4. Запустить воздух во внутреннюю полость и убрать инструмент.

Вместо спец. инструмента можно использовать вантуз. Устройство прикрепляют к холодильнику и выпрямляют повреждение, совершая возвратно-поступательные движения вантузом. Плюс вакуумных методов – сохранение целостности лакокрасочного покрытия.

Как убрать вмятину на холодильнике своими руками при помощи минилифтера

Процесс практически аналогичен предыдущему варианту:

  1. Слегка прогреть поверхность строительным феном.
  2. Подобрать подходящий по размеру грибок минилифтера. Площадь инструмента должна быть равна площади вмятины.
  3. Намазать грибок термоклеем и приклеить к центру вмятины.
  4. Подождать около 1 минуты для схватывания.
  5. Установить минилифтер на корпусе холодильника. Ножки прибора должны стоять на ровной поверхности.
  6. Нажимая на ручки инструмента, плавно вытянуть металл до исчезновения вмятины.
  7. Для отсоединения грибка сбрызнуть место крепления спиртом.

Минилифтером можно исправить мелкие дефекты, диаметром не более 2 сантиметров (в некоторых наборах предложены увеличенные грибки, позволяющие удалить вмятину до 9 см). Преимущество обработки – лакокрасочное покрытие не повреждается. Из недостатков метода: когда грибок приклеен, вмятины не видно. При отсутствии опыта можно перетянуть металл и останется маленький горбик. Нельзя очищать поверхность холодильника от остатков клея острыми предметами, даже если корпус выполнен из нержавейки.

Используем фен и сухой лед

Нельзя прикасаться к сухому льду голыми руками, работать можно только в перчатках в хорошо проветриваемом помещении. Порядок работ:

  1. Подготовить сухой лед, завернув гранулы в кусочек замшевой ткани.
  2. Нагреть поврежденное место строительным феном в течение 1-1,5 минут. Нельзя включать прибор на максимум, перегрев может повредить покраску или уплотнитель холодильника.
  3. Выключить фен.
  4. Протереть нагретое место тканью со льдом. Резкое охлаждение способствует самовосстановлению поврежденного участка.

Сухой лед можно заменить обычной водой. Перепад температур в этом случае будет не таким резким и действия придется повторить 3-4 раза.

Можно ли убрать вмятину на холодильнике сжатым воздухом

Использование контрастных температур помогает избавиться от вмятины на холодильнике, как с применением жидких и твердых охладителей (предыдущий метод), так и с помощью сжатого воздуха. Поврежденное место нужно нагреть строительным феном, а затем резко остудить струей газа. Баллончики со сжатым воздухом используются в пневматическом очистителе офисного оборудования. Работы проводить в плотных перчатках.

Как убрать вмятину на дверце и корпусе холодильника мастерком и резиновым молотком

Помимо молотка и кельмы, понадобится строительный фен. Порядок работы:

  1. Прогреть область дефекта строительным феном. Не нужно нагревать поверхность слишком сильно, иначе можно повредить покрытие холодильника.
  2. Выключить и убрать фен.
  3. Положить мастерок на повреждение таким образом, чтобы инструмент полностью скрыл под собой вмятину.
  4. Слегка постукивать молотком по кельме до полного выправления металла.

Метод применяют, если вмятина большого размера. Не стоит выправлять дефект металлическим молотком: велик риск нанесения серьезных повреждений.

Декорирование вмятины

Повреждение защитного лакокрасочного покрытия может привести к появлению ржавчины. Перед проведением любых декорирующих работ поврежденный участок нужно зашпаклевать.

Используем шпаклевку

Для грунтовки и шпаклевки холодильника подойдут смеси, предназначенные для автомобилей (кузовных работ). Ход восстановления техники:

  1. Зачистить поврежденный участок (вручную, шлифовальной шкуркой или шлифмашинкой).
  2. Удалить пыль и загрязнения с помощью влажной тряпки.
  3. Обезжирить металл спиртом или ацетоном.
  4. Нанести первый слой (грунт) и дать смеси высохнуть.
  5. Положить второй слой (шпаклевку) и дать ей затвердеть.
  6. Произвести финишную обработку (шлифовку).

Цвет восстановленного участка будет отличаться от остального корпуса. Подобрать оттенок бывает сложно. Можно перекрасить весь холодильник целиком или задекорировать зашпаклеванный участок магнитом или рисунком.

Другие декоративные способы

Фантазия и творческий подход также могут подсказать, как избавиться от вмятины на холодильнике в домашних условиях. Закрыть дефект можно:

  • магнитиком;
  • самоклеющейся пленкой;
  • орнаментом или рисунком, выполненным акриловой краской;
  • декупажем;
  • наклейками или фотографиями.

При выборе цвета ориентируйтесь на общий стиль кухни.

Самостоятельный ремонт: что можно, а что нет?

Чтобы отремонтировать свой холодильник, а не окончательно сломать его, нужно точно знать, какие участки системы можно починить самостоятельно, а какие лучше не трогать. В любом холодильном агрегате можно выделить четыре контура:

Холодильная система. К ней относится собственно охлаждающий контур, включая змеевики. Это наименее пригодная для самостоятельного ремонта часть агрегата.

Мастера настойчиво не рекомендуют пытаться провести самостоятельные ремонтные работы при отсутствии знаний и опыта в этой области. Самодеятельность может обойтись очень дорого. Неквалифицированный ремонт чаще всего заканчивается необходимостью покупки нового агрегата.

Система терморегуляции. Именно здесь чаще всего возникают поломки. Ремонт чаще всего возможен, но желателен опыт проведения подобных работ.

Нужно понимать, что самостоятельная починка потребует наличия запасных частей, которые не всегда есть в свободном доступе. Скорее всего их придется заказать в специализированном интернет-магазине и некоторое время ждать доставки. По этой причине, возможно, более правильным решением будет вызов мастера по ремонту холодильного оборудования.


Термостаты холодильников с электронным управлением связаны с платой, для их ремонта нужны навыки и знания электронщика. А вот механический терморегулятор можно поменять собственноручно (+)

Механическая система. Включает уплотнения, крепления полок, крышек, подвес дверец и компрессора и тому подобное.

Собственно ремонт обычно несложен и может быть выполнен даже самым неопытным домашним мастером. Обычно он состоит в регулировке дверцы, замене уплотнителя, закреплении полок. Специальных знаний здесь не требуется.

Система электрики. Представляет собой электрическую схему, обеспечивающую нормальную работу холодильного агрегата. Включает проводку, пусковое реле, мотор-компрессор и т.п.


Электрическая схема холодильного агрегата, особенно если он старый, довольно проста. Если есть определенные знания в области электрики при необходимости можно исправить почти любую поломку

Вполне ремонтопригодна. Для работы потребуется тестер, паяльник и некоторые знания в области электричества. В этой системе можно исправить почти любую поломку.

Сколько стоит убрать вмятину на холодильнике

Цена работ не зависит от модели устройства. Удаление вмятин на холодильнике «Атлант» будет стоить столько же, как и работы с прибором LG. Московские мастера, выезжающие на вызов по ремонту на дом, просят за работу от 1200 рублей при условии проведения беспокрасочной работы.

Выгоднее и безопаснее обратиться в специализированный сервис. Работники также выезжают на дом, с заказчиком заключается договор, действует гарантия. Стоимость сервисных работ начинается от 900 рублей.

Самостоятельное удаление вмятин на холодильнике на дому – трудоемкий процесс, требующий предельной аккуратности. Если правильно воплотить предложенные инструкции, устройству можно вернуть привлекательный облик. Не всегда получается убрать дефект полностью. Для большей эффективности способы можно комбинировать.

Распространенные неполадки холодильников

Прежде чем диагностировать неисправность, следует определиться с типом своего холодильного оборудования.


Абсорбционные модели самостоятельно ремонтировать строго запрещено. Связано это с высокой опасностью утечки токсичного хладагента. Кроме того, работы с таким оборудованием крайне сложны

Термоэлектрические агрегаты ломаются крайне редко. Самая частая поломка – окончание ресурса работы батареи термоэлементов. Заменять ее, скорее всего, нет смысла, поскольку ее стоимость вполне сопоставима с ценой самого агрегата.

Помимо этого иногда в таких холодильниках обгорают контакты, что сможет починить даже неопытный мастер. Гораздо больше проблем с компрессионными моделями. Если не работает такой холодильник, причин может быть много. Поговорим о самых часто встречающихся.

Если при включении прибора в сеть он не работает, возможно, «виновата» цепь подачи питания. К ней относятся розетка, вилка, сетевой шнур, разъемные контакты в компрессорном отсеке. Возможно, проблема в защитном реле или термостате. Последние для выяснения причины следует «прозвонить» тестером. При поломке сигнала не будет.

Если подающая питание сеть полностью исправна, а при запуске не включается компрессор или запускается, но тут же глохнет, проблема, скорее всего, в пускозащитном реле.


В испарительных агрегатах довольно часто причина проблем кроется в компрессоре. Это достаточно сложное устройство, его ремонт лучше доверить мастеру (+)

В почти аналогичной ситуации с исправной сетью на запуск компрессора уходит от трех до пяти секунд или он начинает работу не с первой попытки включения, следует искать проблему в пусковом реле.

Агрегат плохо морозит, но исправно реагирует на сигналы терморегулятора. При этом компрессор нагревается, дрожит, срабатывает защита от перегрева. Реле термозащиты и пуска полностью исправны.

Следует продиагностировать рабочую обмотку мотора-компрессора на предмет обнаружения межвиткового замыкания. Если витковое КЗ возникает в пусковой обмотке, тогда компрессор не будет запускаться вообще. При этом реле термозащиты и пуска будут исправны. В обоих случаях потребуется замена.


Конструкция теплозащитного и пускового реле, объединенного в один узел, типична для большинства бытовых холодильников. Слабыми местами узла являются контакты, которые периодически нужно чистить от пыли и нагара, и канал сердечника (+)

Еще одна неисправность. Агрегат морозит очень сильно, при этом компрессор работает без перерыва либо его работу прерывает срабатывание термозащиты. Оборудование практически не реагирует на термостат, только поворот ручки на положение «0» останавливает компрессор.

Последний шумит намного больше, чем обычно. При этом счетчик показывает, что расход электричества намного превышает привычный объем. Все это указывает на залипание пускового реле. Это достаточно опасное для компрессора состояние, поскольку ведет к его перегреву и перегоранию.

Если агрегат морозит плохо, терморегулятор холодильника при этом выставлен правильно. К моменту отключения компрессора конденсатор нормально прогрет, так, что руку приходится отдергивать.

Чаще всего проблема кроется в неисправном терморегуляторе. Его нужно будет заменить. В некоторых случаях возможно и отремонтировать. Так же сломан терморегулятор и в том случае, если агрегат включается, но морозит слишком слабо либо сильно.


Так называемые “капельные” холодильники довольно часто имеют проблемы по причине засора в дренажной системе

На положение ручки терморегулятора не реагирует. При этом нагрев конденсатора и гул компрессора в норме.

Агрегат функционирует на коротком цикле, что характеризуется частыми отключениями компрессора. При этом морозит плохо, а конденсатор в момент отключения компрессора не успевает толком нагреться. Причина такой неисправности – поломка теплозащитного реле или термостата.

Оборудование функционирует на длинном цикле, иногда даже непрерывно. В морозильнике появляется наледь на участке трубки, подающей хладагент. При этом с противоположной стороны лед отсутствует. Ситуация стабильна и не изменяется.

Причина поломки в данном случае – утечка хладагента. Скорее всего где-то образовалась микротрещина. Следует провести диагностику контура с целью ее обнаружения и перезаправка системы.


При обнаружении утечки хладагента следует выявить микротрещину в трубках агрегата, устранить ее, загерметизировав проблемное место, и вновь заправить холодильник

В некоторых случаях возможен долив фреона. Все это крайне не рекомендуется выполнять самостоятельно. Если холодильник совсем не морозит, причиной может стать отсутствие хладагента в контуре. В этом случае при его включении можно будет ощутить сильную вибрацию, компрессор начнет стучать и звенеть при работе.

Самостоятельному ремонту не поддается. В некоторых случаях ремонтные работы могут стоить дороже нового агрегата, что нужно учесть.

Оборудование работает только на коротком цикле и при этом сильно морозит. Настораживает звук работающего компрессора. Он слишком громкий, как бы чавкающий или всхлипывающий.

Причина чаще всего кроется в неквалифицированном обслуживании агрегата. При заливке хладагента его оказалось слишком много, что привело к подаче в компрессор не паров, а более кон из фреона.


Заливка слишком большого количества хладагента недопустима. “Влажная” работа приводит к порче трубок и выходу из строя компрессора, что может закончиться покупкой нового агрегата

Это крайне опасно для целостности трубок и компрессора. Поэтому требуется срочно вызвать мастера. Агрегат морозит слишком сильно. Настолько, что приходится выставлять флажок термостата в положение не выше 4.

При этом компрессор быстро нагревается и сильно шумит, может присутствовать запах плавящейся изоляции. Так проявляет себя ослабшая пластинка из биметалла, расположенная в теплозащитном реле.

Сильная вибрация, излишний шум компрессора, но в остальном все в норме. Следует проверить подвес компрессора и при необходимости его отрегулировать. Если это не помогло, значит, причина заключается в его повышенном износе.

Придется подумать о замене компрессора. Слишком сильно обмерзающая морозилка указывает на проблемы с герметичностью дверцы или на некачественную теплоизоляцию. В последнем случае ремонт крайне сложен или даже невозможен.

Основы диагностики и простой ремонт

Разберем самые простые операции, которые необходимо провести для тестирования холодильника. Начать стоит с определения качества напряжения сети. Оно должно строго соответствовать 220 В. Меньшие значения вполне могут стать причиной отказа в работе агрегата.

Следует осмотреть так же и сетевую вилку со шнуром. Загибов, заломов, повреждений быть не должно. Если элементы греются или искрят это явный признак неблагополучия.


Начать ремонт холодильника следует с визуального осмотра и диагностики. так можно выявить проблемы, о которых владелец даже не подозревал

Проверяются клеммы компрессора, которые должны находиться в рабочем состоянии. После этого нужно с помощью тестера проверить достаточное ли напряжение прибор получает от сети.

Убедившись в том, что оно надлежащего качества, устройство обязательно отключается от питания. Теперь нужно внимательно осмотреть компрессор, расположенный в нижней части агрегата. Здесь не должно быть видимых повреждений.


Если визуальный осмотр не дал результатов, переходят к тестированию обмоток двигателя. Для начала отсоединяют провода, руководствуясь при этом обозначениями на клеммах

Для проверки обмотки тестер переключается в режим омметра. Один конец провода закрепляется на тестере, после чего поочередно проверяются выводы. Проводится и парная диагностика. На замыкание или повреждение обмотки укажет отсутствие движений стрелки тестера.

Далее проверяют цепи управления. Для этого от реле отсоединяют провода и замыкают их, а потом проверяют наличие контакта между ними и вилкой включения. Наличие такого контакта свидетельствует о том, что реле, шнур и термодатчик исправны.

При обнаружении проблемы придется по отдельности проверять каждый блок. Для тестирования термодатчика его снимают и отсоединяют провода.


Из обычного гвоздя можно изготовить шток для подвижных контактов реле. Обычно эта деталь выполняется из пластика и часто ломается. На схеме показано как это можно сделать

Далее подлежит проверке каждый из проводов, при наличии замыкания делается вывод о неисправности детектора. Его следует заменить. Если же цепь управления работает нормально, обрывы отсутствуют, проверяются реле защиты и пуска.

Чтобы получить доступ придется снять крышку. У старых моделей она крепится на защелки, у новых – на заклепки. Их нужно аккуратно высверлить, а после осмотра закрепить крышку на винты.

Самые частые поломки этого узла – заклинивание пружины или сердечника в катушке, обгорание контактов или поломка штока. Все это вполне можно исправить. Для начала катушка снимается с защелок, из нее вынимается сердечник и шток с контактами.

Далее проводится тщательная очистка всех этих элементов. В самых простых случаях будет вполне достаточно мягкой ткани со спиртовой пропиткой. В более сложных для обеспечения свободного хода с сердечником придется поработать наждачкой или даже напильником. Зачищаются и все контакты.

Если оказалось, что сломан шток, а это бывает часто, поскольку он представляет собой стержень из пластмассы, его можно заменить отрезком обычного гвоздя. После ремонта узел собирается в обратном порядке, ставится на место и подключается.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]